В бюджете города Ангарска на 2011 г. заложены средства на выполнение ведомственной целевой программы «Развитие регулярных перевозок пассажиров в городском сообщении». 76 процентов от объема перевозок в Ангарске – это транспорт общего пользования: автобусы, маршрутки, трамваи. На территории работают 14 перевозчиков, они обслуживают 24 маршрута. На линии выходит до 310 единиц транспорта, в том числе 50 трамвайных вагонов, 140 автобусов среднего класса и 120 микроавтобусов. По мнению транспортного отдела администрации города, «в целом сложившаяся маршрутная сеть обеспечивает потребность населения города в услугах пассажирского транспорта». Для того чтобы общественный транспорт работал стабильно и его услуги были доступны всем слоям населения, из городского бюджета перевозчикам предоставляются субсидии как частичное возмещение недополученных доходов. Например, МУП «Ангарский трамвай» за 2011 год перевезет 5,979 млн пассажиров, из них 5,563 млн – по абонементным талонам, 0,416 млн человек – по проездным билетам. Установленный тариф – 12 руб. за поездку, а себестоимость перевозки одного пассажира – 18,8 руб. За первое полугодие 2011 г. себестоимость перевозки выросла на 1,11 руб. (сказалось значительное увеличение тарифов на электроэнергию и страховых взносов). Итого за год 40,659 млн руб. недополученных доходов. Размер предоставленной субсидии из бюджета города – около 26 млн руб.
На 1 июля 2011 г. МУП «Ангарский трамвай» «в связи с отсутствием денежных средств» имеет задолженность по обязательным платежам на сумму 11 млн руб. Это долги перед ДУМИ и КУМИ за аренду земли, налог на имущество, страховые взносы и подоходный налог.
Увеличить «Ангарскому трамваю» субсидии на 11 млн руб. или нет, решали на внеочередном заседании городской Думы депутаты. Большинством голосов они отказали «Ангарскому трамваю». Претензии народных избранников к руководству муниципального предприятия понятны. Неясно другое: где вы были раньше, господа депутаты? Или в первый раз услышали, что самый демократичный вид общественного транспорта медленно, но верно загибается? Кто из вас встречался с коллективом предприятия? Если его очередной руководитель не знает, как эффективно хозяйствовать, может, надо у его работников спросить, каким образом они смогут выжить?
Не любят депутаты трамвай. Не в первый раз забрасывают пробный камешек: а не роскошь ли это – иметь в Ангарске трамвай с его убыточными маршрутами в сторону комбината и ЗБХ? Как усекать «лишние» маршруты, мы это уже проходили, – жители Цемпоселка до сих пор нецензурно поминают «команду», разобравшую рельсы. Трамвай толкают к банкротству, годами разбазаривая его имущество, заключая сомнительные сделки, которые наносят экономике предприятия серьезный ущерб. На все это первые лица города смотрят сквозь пальцы: если Ангарск потеряет трамвай, им проще – забот меньше. Еще больше в банкротстве трамвая заинтересованы автоперевозчики. Устранив конкурента, они смогут задрать цены на проезд. В убытке будет население, ангарский пролетариат.
Чтобы не допустить угробления «Ангарского трамвая», населению нужно сохранять бдительность – не пропускать публичных слушаний, на которых может решиться судьба муниципального предприятия.