Последние приготовления позади. С начала этой недели ангарские театралы – кто-то раньше, кто-то позже – потянулись на остров Ольхон, где с 19 июля начал свою работу XII Международный летний театральный центр, в рамках которого ежегодно проводится театральный фестиваль «Сибирская рампа». В 2011 году к нему присоединится международный фестиваль театров на французском языке «Маски», решивший отметить свое 15-летие на берегу Байкала в широкой компании единомышленников.
Незадолго до отправки на остров участники МЛТЦ показали ангарчанам работы, с которыми они предстанут перед профессиональным столичным жюри, режиссерами и актерами из других театров, в том числе – гостями из Конго и Швейцарии. Ангарск на «Сибирской рампе-2011» будет показывать постановки по хорошо известным произведениям классиков мировой литературы. 9 и 10 июля во Дворце творчества детей и молодежи прошел спектакль «Доходное место» молодежной студии театра «Родничок». Народный театр «Факел» Дворца культуры «Современник» 16 июля показал почитателям театрального искусства драму Федерико Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы».
От классики до современности – один шаг
Как рассказали актеры молодежной студии образцового театра «Родничок», материал, предложенный для постановки режиссером и художественным руководителем театра Тагиром Хамитовым, по мере изучения становился в их глазах все ближе к нашей реальности. И хотя Александр Островский завершил работу над комедией «Доходное место» в 1856 году, ребята, работая над ролями, не ощущали этого временного разрыва. Разве что немного непривычным казался язык, которым написана пьеса.
В остальном им почти не пришлось делать над собой усилий: поступки героев вполне понятны современной молодежи. Поиск доходного места является важной составляющей и сегодняшнего дня. Юным актерам, стоящим на пороге взрослой жизни, пришлось убедиться в этом если не на своем опыте, то на опыте своих друзей и знакомых. Взять хотя бы факт невероятной популярности экономического и юридического образования, которое дает молодым людям шанс безбедного существования!
На фоне внутренней жизни чиновничества в спектакле разыгрываются и личные драмы героев. Юношеский максимализм Жадова (его сыграл Андрей Грушевский) вступает в противодействие с чисто житейской родительской мудростью старшего поколения. Возрастные роли исполнили актеры из прежних выпусков «Родничка» – Артем Артищев (Юсов) и Елена Берестенникова (Кукушкина), а роль Вышневского, всесильного до поры до времени чиновника, сыграл сам Тагир Хамитов. Всем им, несомненно, уже не раз приходилось делать нелегкий подчас выбор в дилемме «совесть – деньги».
Финальный аккорд спектакля не внушает особых надежд на радужное будущее – герои, которым чуждо мнение большинства, оказываются внутри круга чиновников, вращающегося под куплеты «Бери, большой в том нет науки» (слова из комедии Василия Капниста «Ябеда», XVIII век). Ничего не изменилось – тщетно Россия сегодня пытается вырваться из этого хоровода.
Психоделическая постановка «Факела»
Восемь брусьев, составленных в форме дома, не скрывающие ни одного движения его обитательниц, обеденный стол на цепях, легко превращающийся в крышку гроба, чисто испанские детали интерьера: оплетенный кувшин, корзина с душистыми яблоками, стог сена на заднем плане. Это декорации к спектаклю «Дом Бернарды Альбы» театра «Факел».
Темы, поднятые Гарсиа Лоркой в этой драме, также не потеряли своей актуальности в наши дни – непреходящее и самое ценное свойство классики. Известно, что пьеса была создана по воспоминаниям детства автора – дом женщины, послужившей прототипом Бернарды Альбы, стоял по соседству с домом родителей будущего поэта в селении Аскероса, и события, происходящие в пьесе, имели место в действительности. Что и позволило автору дать подзаголовок – «Драма о судьбе женщин в испанских селеньях».
Ее суть в нескольких словах выразила Понсия – старая служанка Бернарды, роль которой в спектакле исполнила актриса Зоя Филиппова: «Просто женщины без мужчин, вот и все». Не принадлежа к семейству Бернарды Альбы, она одна способна видеть ситуацию со стороны и пытается предупредить катастрофу мудрыми советами. Но огненный южный темперамент, помноженный на молодость и дикое желание вырваться из-под тирании матери на свободу превращают респектабельное и такое тихое снаружи жилище Бернарды Альбы в банку с пауками во время брачного периода.
И – как постоянный и недосягаемый предмет мечтаний – каждый из четырех столбов прозрачного дома, выстроенного на сцене, подпирают мужчины – актеры театра, чья бессловесная роль сводится к напоминанию о наличии в природе мужского начала, не дающего покоя запертым дочерям Бернарды Альбы.
Противостояние молодых женщин приводит к беде – самоубийству Аделы (Валерия Валентюк) – самой младшей, самой привлекательной и самой чувственной из дочерей Бернарды, еще не утратившей способности радоваться жизни. Но для ее матери главной заботой и здесь остается сохранить приличия, скрыть «позор» дочери, посмевшей ослушаться. Не зря дом Бернарды Альбы на протяжении спектакля называют монастырем, каторгой, могилой.
Гордыня гложет изнутри хозяйку дома, постепенно подталкивая ее к сумасшествию. В первой картине Любовь Вахрушева, исполнившая роль Бернарды, словно не в силах противостоять соблазну, примеряет растрепанную шляпу сумасшедшей матери Бернарды, которую блестяще сыграла актриса Людмила Плучек. В финале постановки, когда крышка гроба накрывает все население дома и деревни, она вновь надевает эту шляпу и замирает в устрашающей и беспомощной позе сумасшедшей.
• • •
Теперь размышления ангарских режиссеров и их представления о том, что в этом мире является важным, будут вынесены на обсуждение профессионалов от театра. А актерам-любителям представится возможность зарядиться жизненными и творческими силами на следующий театральный сезон.