Депутатский корпус районной Думы нынешнего созыва, знакомясь с «документальным» наследством своих предшественников, время от времени сталкивается с очень занятными вещами. Один из таких документов касается вознаграждения главных врачей муниципальных учреждений здравоохранения за оказание платных услуг населению.
Такой документ был подписан 13.05.2009 г. (№1361) тогдашним мэром Андреем Козловым. По нему руководителю учреждения выплачивалось вознаграждение в размере двух процентов. От чего конкретно исчислялись эти два процента, какие критерии при этом учитывались, внятно пояснить не могли. Дальше – больше. 20 июля 2010 года вышло постановление №1534-пА о внесении изменений в предыдущий документ, в котором фигурировала уже более аппетитная цифра – 5 процентов. Если учесть, что за 2009 год объем всех платных услуг, оказанных в муниципальных медицинских учреждениях (а их в АМО 7) составил 42,9 млн руб., в 2010 году – цифра примерно та же (за 11 месяцев – около 40 млн руб.), то «добавку» за платные услуги, помимо заработной платы, главврачи получали очень даже неплохую. Сколько это в рублях персонально для каждого руководителя, закон разглашать запрещает. Цифры, конечно, разные. Руководитель одного из самых процветающих медучреждений за один квартал получал до 180 тыс. руб. от оказания платных услуг. Его коллеги из других медучреждений АМО – поменьше. Цифры варьируются (от 9 до 26, от 21 до 89, от 101 до 137 тыс. руб.). Кроме того, приведенные цифры нужно увеличить на размер страховых взносов (сейчас это 34,2 процента).
Из этого же источника – платных услуг – вознаграждение получали приближенные к главврачам сотрудники. Рублевого шила в мешке не утаишь – на этой почве «равных» (или разных?) возможностей в коллективах возникало недовольство. Депутатам Думы по этому поводу приходилось выезжать на место и разбираться, что кому и почему дали, а кого обнесли.
Ситуацию нужно было менять – искать правильный мотиватор. Такой документ, который бы внес ясность, прозрачность и справедливость, рождался долго. 12 июля 2011 г. появилось новое постановление главы администрации АМО №1278-пА, которое внесло изменения в примерное положение об оплате труда. Цифру 5 поменяли на 2. Но этого мало. В документе 7 критериев. Сможет главврач добиться соблюдения всех требований – получит вознаграждение. Нет – уж извините. Какие это критерии? Например, при нарушении правил предоставления платных медицинских услуг населению за каждый случай снимается 20 процентов. Выявили факт взимания платы за медицинскую услугу, которая должна быть предоставлена бесплатно, – еще минус двадцать.
В правилах предоставления платных услуг оговорено, что на зарплату должно уйти не более 50 процентов. При проверке учреждений, где эта цифра зашкаливает (бывает и 60, и 70 процентов), главврач будет лишаться 50 процентов вознаграждения. В документе предусмотрена и такая ситуация: допустим, главврач получил вознаграждение – те самые 2 процента за квартал, а позже выясняется, что есть жалоба, причем обоснованная, которую разбирал совет при управлении здравоохранения. В таком случае делается перерасчет, деньги удерживаются... Все эти критерии преследуют одну цель – улучшить качество предоставляемых населению медицинских услуг. Работать в рамках закона будет выгоднее, чем нарушать его. На оставшиеся 50 процентов доходов от оказания платных услуг медучреждение может, к примеру, закупать оборудование.
Принятый 12 июля 2011 года трехстраничный документ рождался долго. В законную силу постановление вступит с 1 октября. А в 2012 году уже можно будет проверить, что изменилось в каждом учреждении. Понятно, что всех проблем оно не решит – впереди объемная и сложная работа с другими документами. Жесткий пересмотр существующих положений о платных услугах должен навести порядок во всей технологической цепочке. Каждой сестре – врачу, медсестре и т.д. – по серьге. Есть будут те, кто работает...