Гимн «Сибирской рампы» – Международного фестиваля любительских театров – 19 июля раздался над Байкалом уже в двенадцатый раз. Ольхонская земля, на которой работает Международный летний театральный центр, организуемый руководителем народного театра «Факел» Александром Кононовым и Международной ассоциацией любительских театров «АИТА», каждый год с нетерпением ждет приезда актеров-любителей и педагогов из столичных вузов. 2011-й не стал исключением, хотя во многом этот фестиваль, тема которого – «Играем, учимся, творим» – по максимуму отражала его содержание, был не похож на предыдущие.
Армия театралов множится
Программа «Сибирской рампы-2011» была рассчитана только на 8 дней, но от этого фестиваль не стал менее интересным. Работы, представленные участниками, отличались жанровым разнообразием и были рассчитаны на разновозрастную аудиторию. Что не замедлили подтвердить хужирские мальчишки и девчонки своим появлением перед новой сценической площадкой, возведенной во дворе уже не поселкового детского сада, как обычно, а гостиницы «Байкал». Эти загорелые байкальские ребята, чьи лица, мелькающие здесь каждый год, уже кажутся родными, теперь приводят на спектакли своих младших братьев и сестер. Так что, как поется в гимне фестиваля, «новых театралов множатся полки»!
Свои постановки показали на этот раз только 14 театров. Причины разные. Прежде всего – предварительный отбор спектаклей, проведенный организаторами. Он позволил избежать появления на сцене Хужира, как это было в прошлом году, сырых, не «обкатанных» на публике работ. Изначально планировалось показывать не более двух постановок в день. Но заявок было так много, что часть из них пришлось вынести за пределы конкурса и объединить в off-программу, частенько затягивавшуюся за полночь. Как известно, фестиваль – дело круглосуточное!
«Надеждой фестиваля» во внеконкурсной программе стала ангарчанка Анастасия Есипова, семилетняя актриса театра гимназии №8 «Канителька». Она приехала на «Сибирскую рампу» во второй раз. И за год из образов Жабы и Лягушки-путешественницы в «Лягушачьих фантазиях» выросла до роли чеховской комической старухи в инсценировке по рассказу «Канитель». Достойным партнером девочки по сцене стал сам режиссер Николай Щербаков, сыгравший дьячка Отлукавина. Настя пробиралась к сцене между зрителями, ворча на них совершенно по-стариковски, и ушла тем же путем, ни на секунду не выбиваясь из образа. Мини-спектакль от души повеселил и порадовал как зрителей, так и членов жюри.
Нашествие сибиряков
Географическим разнообразием «Сибирская рампа-2011» похвалиться не могла: что добираться до Ольхона трудно и недешево, любители из европейской части России усвоили хорошо. Все прибывшие на фестиваль театры представляли Сибирский и Дальневосточный регионы. «Международную программу» МЛТЦ в этом году выполнял франкоязычный театральный фестиваль «Маски», отметивший свое 15-летие на намоленной сцене фестиваля любительских театров. Его участники начали показывать свои работы еще до закрытия «Сибирской рампы». Одним из них стал ангарский театр «4 этаж» школы №27 под руководством Татьяны Шильниковой. Основу его спектакля «Ангарские бусы» составили легенды о Байкале.
Сибиряки брали численностью. Ангарск традиционно и естественно был самым богатым по количеству театров-участников. Его представляли, кроме школьных «4 этажа» и «Канительки», организатор фестиваля театр «Факел» (ДК «Современник») и две студии образцового театра «Родничок» (ДТДиМ). Иркутск и Красноярск подготовили к участию в фестивале сразу по три театра.
К слову, количество на этот раз вылилось в качество. Спектакль «Факела» «Дом Бернарды Альбы» по пьесе испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки – стильный, резкий, правдивый – члены жюри единогласно признали лучшей работой фестиваля. Кроме того, актриса театра Любовь Вахрушева получила приз за лучшую женскую роль (она сыграла Бернарду Альбу) и награду за лучшее художественное оформление спектакля в дуэте с художником Александром Чевтаевым.
«Звездный мальчик» по сказке Оскара Уайльда, которого поставил Тагир Хамитов в детской студии театра «Родничок», по словам членов жюри, стал «заложником» текстовых недосказанностей и излишней символики экстравагантного автора. Но жюри не могло не отметить находки режиссера в работе с таким сложным материалом и его умение увлечь за собой детей. В результате «Звездный мальчик» назван «Лучшей педагогической работой фестиваля». Спектакль «Доходное место» по пьесе Александра Островского молодежной студии «Родничка», затрагивающий, как всегда у Тагира Романовича, проблемы трудного нравственного выбора, стал лауреатом III степени.
Место действия нужно уточнить
Никто не предполагал, что самым непредсказуемым на Ольхоне-2011 станет место показа спектаклей. Открытая сцена всегда была изюминкой ольхонского фестиваля и одновременно серьезным испытанием для новичков. Хотя каждый коллектив был волен отыскивать себе сценическую площадку по своему вкусу и замыслу. Но из-за почти каждодневных дождей спектакли в этом году откладывались, переносились в школьный спортзал и поселковый клуб.
Режиссер театральной лаборатории «Дети» из Красноярска Валерия Рогозина привезла этническую фантазию «Тропа» по мотивам сказок народов Сибири с расчетом сыграть спектакль на знаменитом перешейке, у подножия Шаманки. Это прекрасное и таинственное место всегда притягивало режиссеров – о нем в качестве сценической площадки мечтали и Александр Кононов, и Тагир Хамитов. Но оба они в свое время отказались от этой мысли. Театральная игра там, где в течение сотен лет могли безнаказанно находиться только люди посвященные, обречена на неудачу. Спектакль был показан лишь со второй попытки (на пути у режиссера из Красноярска встал дождь) и не в полном объеме, без музыкального сопровождения: аппаратура отказалась здесь работать. И хотя постановка была интересной, а роль Мальчика, ищущего свою тропу, которую исполнил Иван Мирошниченко, признана жюри лучшей, природные декорации «переиграли» актеров.
От находки до потери – один шаг
«Сибирская рампа-2011» была щедра на режиссерские находки. Галина Каминская, режиссер спектакля «Любовь в раю» нижнеудинского народного театра «Экспромт», ставшего лауреатом I степени, ввела в качестве одного из действующих лиц рок-группу «Шестая печать» – и получила приз за лучшее музыкальное оформление спектакля. В постановке томского театра «Новое театральное товарищество в «Аэлите» «Сказание о Двараке», получившей звание лауреата II степени, танцовщица и режиссер Муза Рихванова рассказала историю любви Кришны, используя традиционный индийский язык мимики и жестов. Началось это удивительное представление с аромата индийских благовоний, а закончилось дождем из лепестков роз.
В игровое действо на Ольхоне всегда с легкостью втягивались местные представители животного мира, разом, к ужасу режиссеров, переключая внимание аудитории на себя. Но когда в середине спектакля иркутского театра ветеранов авиазавода «Белая ворона» уверенно шедший по забору котенок шлепнулся вниз, зрителям это показалось запланированным – настолько естественно чувствовали себя бабушки и дедушки на лавочках перед забором одного из домов Хужира. Спектакль, игравшийся в «уличных» декорациях, был создан по мотивам пьесы Александра Вампилова «Дом окнами в поле». Режиссер театра – актриса иркутского драмтеатра Ольга Шмидгаль – вывернула привычное действие наружу, показав, о чем может думать, говорить и петь та самая вампиловская «полянка». Кстати, истории, рассказанные начинающими актрисами пенсионного возраста, были во многом взяты из жизни. Немудрено, что ветераны авиазавода увезли в Иркутск приз зрительских симпатий.
Особая номинация – «Любовь фестиваля» – отправилась в Хабаровск вслед за театром «Тандем». Ребята привезли на Ольхон спектакль «Рядом» по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг», но так и не показали его. В день, когда должен был состояться спектакль, трагически погиб один из актеров театра – Александр Шемякин. Саша сорвался со скользких после ночного дождя камней Шаманки. Боль, которая останется с фестивалем навсегда...
Ремарки педагогов
Самым важным для актера-любителя в фестивале-лаборатории (а именно к таким относится «Сибирская рампа») является возможность научиться мастерству у профессионалов. В этом году аппетиты желающих приобрести новые знания были удовлетворены сполна. Из Москвы были приглашены декан режиссерского факультета театрального института им. Щукина Вячеслав Терещенко и доцент кафедры сценической пластики РАТИ Олег Волынцев. На помощь руководителям театров, изнывающим без качественного драматургического материала, из Санкт-Петербурга прибыл писатель и драматург Андрей Зинчук. И конечно, мастер-классы по организации внимания актера-кукольника проводил бессменный педагог фестиваля главный специалист по любительским театрам Областного центра народного творчества и досуга Валерий Кирюнин.
Долгожданными были для руководителей обсуждения постановок. Надо отдать должное педагогам фестиваля – будучи профессионалами в своем деле, они учитывали специфику любительского театра. И все их суждения носили рекомендательный характер, всегда оставляя режиссеру право на личное мнение.
Пожалуй, эти беседы за общим столом или вокруг костра, где еще тлеют угли, оставшиеся от ночных бдений, когда мнения сплетались и расходились, когда каждый мог сказать то, что он думает, и послушать более опытных людей, остаются одной из самых ценных традиций фестиваля. В них часто рождаются откровения – как это произошло на последнем обсуждении, когда так не хотелось покидать теплый круг. Вячеслав Терещенко заметил тогда, что современный любительский театр намного свободнее профессионального. Там, где профессиональному театру приходится оглядываться на зрительский вкус и кошелек, любительский остается независимым выразителем режиссерской мысли и мнения. Суть театрального процесса сохраняется на любительской сцене, поэтому так важно, чтобы «Сибирская рампа» продолжала жить и работать.
•••
Сказочный и суровый богатырь-Ольхон проводил своих беспокойных гостей. Развеялась театральная атмосфера, окутывавшая Хужир в течение почти двух недель. Но она надолго останется в памяти у тех, кто принимал участие в этом театральном действе. И будет напоминать о себе мелодией песни, спетой под гитару у костра, ощущением мокрых от дождя досок сцены под ногами, чувством единения с людьми почти незнакомыми, но ставшими такими родными. И тех, кто глотнул ольхонского театрального воздуха, на следующий год вновь неудержимо потянет сюда, на фестиваль «Сибирская рампа»…