или История о том, как городские власти спасают «Ангарский трамвай» от самих себя
Неделю назад жителей Ангарска всколыхнула неприятная новость: над трамваем нависла угроза закрытия. Проблема подавалась именно так, в тревожно-психозной форме. Городские власти не предлагали народу дать свои предложения о том, как улучшить работу этого вида транспорта. Речь шла именно о спасении. От кого, неясно, на город вражеские войска вроде как не нападали. Те, кто пользуется трамваем, и те, кому он без надобности, в мнениях совпадают – Ангарску трамвай нужен. А потому на рвущий душу призыв приходить спасать трамвай на слушания в бывший Дворец пионеров народу пришло больше, чем смог вместить зал. Причем явились не только сами работники предприятия, которым уже давно треплют нервы нищенской зарплатой и темой возможного банкротства «Ангарского трамвая», но и обычные граждане – и пенсионеры, и люди среднего возраста, и молодые мамы с детьми. Зал был забит битком, народ толпился в проходах, регистрация велась шестью писарями – почти Смольный получился.
Выйти к микрофону пожелали многие. Записались человек тридцать, слово дали первому десятку, на сколько заседания хватило. Народ в зале сидел заряженный с самого начала – накипело у всех. А на ком сконцентрировать и в кого выплеснуть накопившуюся обиду, людям не обозначили. И в самом деле – а кто у нас враг трамваю? Какая сила хочет его угробить? Этот простой вопрос почему-то никто вслух не задал. Если учесть, что такое непопулярное и, прямо скажем, самоубийственное решение могут принять только депутаты городской Думы и администрация Леонида Михайлова (учредителем предприятия и собственником имущества МУП «Ангарский трамвай» является муниципальное образование город Ангарск), становится ясно, чьи в этой истории уши торчат. Выходит, это образец обычного политического игрища, причем беспроигрышного и не раз обкатанного на народе властями на разных уровнях – от федерального и ниже. Сначала народ надо напугать до беспамятства (например, угрозой терроризма), а потом его спасти. При этом можно заворачивать гайки до нужной степени – уже никто не ойкнет. Наоборот, спасибо скажут герою-спасителю. Вот таким способом, похоже, начала упражняться и наша местная власть. По крайней мере, выглядело это на публичных слушаниях так.
Сначала слово дали руководителю многострадального «Ангарского трамвая» Олегу Абдукадырову. Если коротко, то он в своем выступлении пытался разжалобить присутствующих по поводу того, как тяжело живется предприятию. Конкуренты-автобусники ну совсем задавили. А государство неродное душит налогами, как Шариков бродячих кошек. Шутка ли, 30 млн руб. приходится в год отрывать от бюджета предприятия, на обслуживании которого находится 77,7 км трамвайных путей, а еще контактные сети и тяговые подстанции. Все это добро нужно содержать, а зарплата у работников невысокая – от 6 тыс. у кондуктора до 11 тыс. у водителя (при этом почему-то средняя зарплата на предприятии 14 тыс. руб. – авт.). Средний возраст сотрудника «Ангарского трамвая» приближается к пенсионному, новые кадры на предприятие не идут. Население платит за одну поездку 12 руб., а ее себестоимость – около 20 руб. В общем, сплошные проблемы.
В этом десятиминутном чиновничьем плаче не прозвучало главного: а что я, как руководитель предприятия, сделал для нормализации его работы? Почему не поговорил по душам на собрании с коллективом – люди, имеющие 20-летний и более стаж работы на «Ангарском трамвае», дали бы конкретные предложения, какие паразитические должности можно из экономии сократить, а какие трогать нельзя, как привлечь пассажира обратно и т.д. Об этом Олег Абдукадыров не сказал ни слова. Вместо этого продемонстрировал залу, по сути, историю разорения «Ангарского трамвая» за последние годы. Цифры в графиках, диаграммах и таблицах говорят сами за себя: в 2004 году трамвай перевез более 33 миллионов пассажиров в год. В 2010 году – только 9. Сейчас доля трамвая в общегородских перевозках составляет около четверти при общем росте числа перевезенных. Почему так случилось и как исправлять ситуацию? Аналитикой Олег Абдукадыров, видимо, не занимался. И что с этой напастью делать, как с конкурентами бороться, также не знает. Пока у него получается только руками разводить и к депутатам обращаться: «дайте на возмещение наших потерь не 30, а... 60 млн руб.». И аргументы подгоняются, чтобы слезу выжать. И парк изношен, и тарифы на электричество с нового года задрали в разы, и новый вагон в шесть раз дороже нового автобуса. В этом месте можно, конечно, из солидарности расчувствоваться, но я предлагаю этого не делать. Меня лично отрезвило прочтение акта контрольно-счетной палаты города Ангарска, который вскрыл, думается, далеко не все чудеса руководства г-ном Абдукадыровым и его предшественниками (об этом чуть позже). В общем, речь директора закончилась традиционно: дайте денег, а уж мы...
Затем народ послушал главу города. Леонид Михайлов несколько разрядил обстановку. Непривычно командным голосом объявил залу, что «не для того мы ремонтироали самый сложный в России перекресток трамвайных путей на пересечении пр. К. Маркса и ул. Чайковского», чтобы его закрыть; что он, как человек очень ответственный и дисциплинированный, не позволит закрыть это нужное горожанам предприятие. На что зал, не стесняясь, захохотал. Леонида Георгиевича такая реакция людей нисколько не сконфузила, и он продолжил сурово вещать.
Его очень удачно (за сценарий слушаний организаторам – пять с плюсом – авт.) сменил Сергей Парфенов, руководитель «Новосибирского троллейбуса», приехавший по специальному приглашению понять, что у нас тут в Ангарске происходит. Он сказал, что за городским электрическим наземным транспортом – будущее, так как запасы нефти не вечны. А выступление свое приезжий компетентный товарищ завершил совсем уж неожиданно для собравшихся: поблагодарил главу города за его горячее желание сохранить трамвай в Ангарске.
Потом слово дали начальнику транспортного цеха. Тому самому господину Лукьянову, который прежде руководил основным конкурентом трамвая – автоколонной. Народ в зале зашипел: вот кто наш трамвай разваливает, и аргументы вполголоса стал перечислять. Маршрутки и автобусы стали дублировать трамвайные маршруты. Цену на билет в трамвае задрали до автобусной – народ и подался туда, где чаще возят. Из мелких упреков – зачем тратили деньги «Ангарского трамвая» на навигаторы (видимо, чтобы вагоны от маршрута не отклонялись – авт.), почему подобные приборы на автобусы ставили за счет средств бюджета? От микрофона Иван Лукьянов отошел спокойно – ни помидоры, ни яйца в него не полетели. Следом в наступление пошли красные. Сергей Бренюк со своими партийными товарищами явно изголодался по полным залам. Видимо, есть что-то притягательно-хмельное в раззуженном народе. Тут главное – лозунги кидать правильные. Сохраним трамвай! Выделим деньги! Не дадим лишить население любимого транспорта! Выступления прошли на ура и даже сорвали аплодисменты – вот так без драки попадают в большие забияки...
Так в пламенных речах об одном и том же пролетело отведенное на слушания время. Надо было красиво закругляться. И ведущий – замглавы города Юрий Дудаков – начал было голосование путем поднятия рук. И процесс пошел – дружно, красиво. Все присутствующие взметывали руки в едином порыве. Трамвай сохраним! В бюджете денег найдем на его развитие, на приобретение новых вагонов, на ремонт путей и подвижного состава, на погашение долгов предприятия... И вдруг посреди этого соцреалистического благолепия убаюканной публике явилась на сцену незваная женщина-оратор. Ведущий пытался было ненасильственно её лишить микрофона: еще бы, так гладко голосование шло, всего два вопроса одобрить осталось. Но настойчивая дама уходить не желала и своего таки добилась. Она зачитала вслух акт ревизии, который сухо, в цифрах рассказал о том, каким образом администрация Леонида Михайлова и назначенное ею руководство «Ангарского трамвая» хозяйствовали на предприятии. Оратору дважды пытались закрыть рот, микрофон было отключали, к регламенту призывали и даже обещались передать то, что женщина читала, в прокуратуру. Но зал заревел: пусть читает до конца, не для того народ сюда шел, чтобы ему не дали послушать про начальство и его дела. А потому выступление дослушали. Впрочем, прозвучавшие разоблачения чиновников ни на что, по существу, не повлияли. Слушания объявили законченными, и народ пошел по домам. Наверное, гадая: от чего ангарчан будут спасать в следующий раз... Я предлагаю пугануть людей закрытием водоканала. А что? Износ сетей – 70 процентов. Проблем – выше крыши...