В субботу, 20 августа, в Ангарск по приглашению общественной организации родителей детей-инвалидов «Дети-ангелы» приехал московский реабилитолог, иппотерапевт, методист и инструктор ЛФК Олег Леонкин. Он – один из самых известных в стране учеников знаменитого профессора Бориса Архипова, заведующего кафедрой клинических основ специальной педагогики и психологии Московского государственного педагогического университета, главного врача Московской службы детского здоровья, научного руководителя Института современного детства, психоневролога.
Олег Николаевич в Иркутской области уже не в первый раз. До ангарчан его приглашали к себе на занятия с больными детишками родители из Иркутска. Стоимость таких занятий, конечно, по нашим меркам запредельная – 4 тысячи за сеанс, и далеко не каждый родитель ребенка-инвалида может позволить своему малышу такое дорогостоящее – пусть и эффективное – лечение.
Олег Леонкин во время своих приездов уже успел понять: в сибирской глубинке есть те, кто никогда не сможет получить у него консультацию. И решил общаться с ними в режиме консультаций бесплатно. Впервые такая консультация состоялась на днях в Ангарске.
Для начала московский специалист четко обозначил свою позицию: «Я не работаю с патологией. Я работаю с нормальными детьми!» Родители детей-инвалидов, которых на встречу собрался полный зал, слегка опешили. Но Олег Леонкин тут же расшифровал свою мысль: «Каждый ребенок развит на каком-то этапе нормы. Вот, к примеру, семилетний человечек с ДЦП. Он умственно может быть развит нормально, а физически – только ползает. Какой это период для нормы? Восемь-десять месяцев. Значит, с этим периодом физического развития и будем работать. Постепенно, как заложено в геноме развития человека, переходя от простого к сложному».
Что поможет в этой работе? По мнению столичного специалиста, в первую очередь, общение со здоровыми детьми. Равными по интеллекту, но при этом, понятное дело, опережающими ребенка-инвалида в физическом развитии.
«Общение со здоровыми сверстниками даст особому ребенку большой эмоциональный заряд. Он будет (при условии того, что его интеллект на уровне нормы) хотеть во что бы то ни стало добиться такого же результата. А значит – будет быстрее продвигаться к тому, что мы считаем нормой».
К несчастью, дети-инвалиды, напротив, часто лишены общения. Они находятся дома, когда здоровые сверстники посещают детский сад, на дому учатся в школе. Позже – тоже дома – получают среднее или высшее образование. Эмоциональный контакт – с родными либо, кому это доступно, в социальных сетях в Интернете. А нужно ЖИВОЕ общение!
Причем не только с людьми. Как иппотерапевт, Олег Леонкин считает лечебным и важным общение с животными, в данном случае – с лошадьми. К счастью, у нас в Ангарске это общение налажено хорошо – детки с ДЦП из организации «Дети-ангелы» постоянно ходят в гости к лошадям из конноспортивного клуба «Аллюр». Катают их бесплатно. Как считают многие родители, эффект от таких «заездов» колоссальный.
Немало внимания Олег Леонкин уделил каждому конкретному случаю. Ангарские родители спрашивали каждый о своем ребенке. Практически всем советы были даны. И это несмотря на то, что узких специалистов по проблемам именно этих детей нет не только в Ангарске, но и во всей Иркутской области.
Малыш с синдромом Дауна не может нормально жевать? Нужно тренировать язык и нижнюю челюсть, сотрудничать как можно плотнее с логопедом.
У ребенка нарушенный обмен веществ, ездили сдавать сложные анализы аж в Петербург. В мышцах не накапливается одна из незаменимых аминокислот. Что делать? Нагружать мышцы. Тогда накопится. Оказывается, у бегунов на короткие дистанции, как выявили спортивные физиологи, в мышцах ног сахара в два раза больше нормы, как у диабетика. А в крови норма. Организм так к быстрой нагрузке приспосабливается.
Ребенок с ДЦП умеет стоять, а сделать шаг без мамы не может. Как преодолеть страх? Чтобы его преодолеть, нужно быть точно уверенным, что ребенок твердо стоит. Если стоит с опорой на что-то, то пока ходить рано.
Малыш не ползает, хотя старается. Как научить? Для начала ноги нужно сгибать, как будто ребенок ползает, лежа на спине. Если объем движений на спине такой же, как будто ребенок ползет, можно «переворачиваться»...
В течение почти трех часов мамы больных малышей все задавали и задавали вопросы. И получали ответы. Практически все вынесли из этой встречи что-то новое для себя и своего ребенка. И твердо решили с завтрашнего дня начать общаться со своим малышом как с нормальным, здоровым. А если он в чем-то пока еще отстает от сверстников, неважно. Догоним!