Через несколько дней в жизни вчерашних детсадовцев наступит важное событие – они впервые переступят порог школы. По этому поводу в семьях будущих первоклассников много хлопот: покупка новой одежды, школьных принадлежностей и т. д. Взрослые с волнением думают о том, как их малыш адаптируется к школе, как у него сложатся отношения с учителем, детьми.
О том, как избежать экстремальных ситуаций в первый год обучения, родителям первоклашек рассказывает медицинский психолог кабинета психогигиены и психопрофилактики Ангарского медико-психологического центра Татьяна Бичевина.
Если ваш ребенок посещал детское учреждение, то необходимым запасом знаний и навыков для обучения в первом классе он уже располагает. Однако многое зависит от ресурса восприятия, памяти, мышления детей. Как правило, если ребенок легко усваивал учебный материал на занятиях в детском саду, то приблизительно так же он будет справляться с заданиями и в школе. Бывают, конечно, исключения, но очень редко.
Успешность адаптации во многом зависит от эмоционального настроя ребенка. Хорошо, если этот настрой на учебу положительный – «В школе ты многому научишься, там очень интересно!»
Родителям, бабушкам, дедушкам и другим родственникам не стоит забывать, что их оценки для будущего первоклассника (даже если им кажется, что они ничего особенного не говорят) очень важны. Иногда в присутствии детей взрослые допускают подобные высказывания:
– Наш-то такой непоседа, и как только на уроках будет высиживать!
– А у нашей память никудышная, в детском саду ни одно стихотворение не запомнила, однозначно двоечницей будет!
Помните: оценки взрослых очень значимы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они могут стать определенной установкой в поведении первоклассников. Ведь многие дети думают: если мама и папа так считают, значит, так оно и есть!
Ребенок не может быть одинаково успешным по всем школьным предметам, поэтому исходите из его индивидуальных особенностей – поддерживайте то, что ему удается, и терпеливо развивайте то, что пока идет с трудом. Будьте готовы к разной реакции на посещение школы.
Приведу пример. В первом классе идет урок, минут через 15 после его начала ученица встает, собирает портфель и молча идет к двери. Учитель спрашивает: «Ты куда? Звонка еще не было!» «А может, его вообще не будет, я домой хочу!» – говорит девочка и решительно направляется к выходу.
Сидеть на уроке этот ребенок не хочет, как и подчиняться общим правилам. Понадобилось несколько встреч мамы с психологом и бесед психолога с самой первоклассницей, прежде чем ситуация изменилась в лучшую сторону.
Уважаемые родители, если вам кажется, что в школе что-то не так, не возмущайтесь при ребенке дома: «Куда только ваши учителя смотрят?!» Будет лучше, если вы пообщаетесь с учителем и постараетесь решить проблему на уровне «взрослый – взрослый».
Теперь поговорим о самостоятельности. Это важное качество, но, чтобы стать самостоятельным, ребенок должен осознать, что он член коллектива, а дисциплина – общее правило для всех. К сожалению, приходится встречаться с тем, что обыкновенную разболтанность родители иногда принимают за особые проявления характера.
Некоторые мамы и папы пытаются заполнить память ребенка как можно большим количеством информации по разным направлениям нашей жизни, но информированный – не значит способный. Способность – это умение правильно оперировать полученным объемом информации. Приведу случай из жизни. Мальчик в подготовительной группе детского сада без запинки считал до тысячи, чем удивлял не только сверстников, но и взрослых. Мама ребенка была уверена, что к обучению в школе он готов на все сто. Но оказалось, что это не так. Счет до тысячи ребенок запомнил механически, а простые арифметические действия в школе усваивал с большим трудом.
Как бы то ни было, родителям первоклашек не стоит слишком тревожиться по поводу учебы ребенка. Не стоит также перегружать семилеток разговорами об их взрослости и ответственности. Конечно, начало школьной жизни – важный этап в жизни ребенка. Но дети остаются детьми, поэтому учебные занятия нужно сочетать с играми, отдыхом, чтобы переход к школьной жизни был постепенным.
В завершение нашего разговора хочется попросить родителей новоиспеченных первоклассников: больше общайтесь со своими детьми. Создайте для них нормальные условия для занятий и отдыха. Интересуйтесь, с кем ребенок познакомился, что ему нравится, а что нет. Пусть он поймет, что для вас нет ничего важнее его дел, забот, радостей и неудач. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите своего непоседу, невзирая на плохие оценки. Ведь многие известные личности получали «двойки» в школе, а после становились выдающимися людьми и добивались признания!