Рядовой ангарский зритель знает его по российским телесериалам последних лет. Один из пациентов в «Интернах», Брежнев в «Вольфе Мессинге», участник пары эпизодов проекта «Кулагин и партнеры», он снимался также в таких популярных фильмах, как «Адвокат», «След», «Охота на гения», «Кодекс чести», «Глухарь» и других. Но сам Олег Чернигов не любит говорить о своей сериальной карьере. Он – актер и режиссер московского авторского театра Олега Чернигова. И он – ангарчанин.
– Олег Николаевич, кто впервые заметил ваше актерское дарование?
– Это было в далеких семидесятых в бывшем актовом зале строителей. Татьяна Григорьевна Ударцева, великий человек и великий педагог, которой я до сих пор благодарен, напророчила, что я стану либо актером, либо клоуном. Кстати, я считаю, что клоун – это наивысшее выражение актерского бытия.
– А что вас привело на сцену актового зала строителей?
– Я с детства был хулиганом. (Это очень хорошо помнит моя родная 19-я школа!) И когда случайно увидел в «Строителе» драку на шпагах (по-моему, репетировали что-то из Кальдерона), от восторга у меня крышу снесло. Так я попал на сцену. Потом была учеба в Иркутском театральном училище, которое окончил в 1983 году. Режиссерские курсы в ГИТИСе (мастерская народного артиста СССР Андрея Гончарова), режиссерский факультет Восточно-Сибирской академии культуры и искусства. Но фехтую до сих пор с огромным удовольствием!
– Кого еще вы можете назвать своими учителями?
– Бориса Райкина (дядю великого Аркадия Райкина), который был художественным руководителем театрального училища в Иркутске, Валерия Кирюнина, который и сегодня там преподает. После окончания Улан-Удэнского института культуры проходил стажировку в театре Моссовета, в Москве, у Павла Хомского.
– Вы работали в театрах Иркутска, Якутска, Магадана, Братска, Новосибирска. С каким из этих городов в вашей душе связаны самые теплые воспоминания?
– Братск. За 15 лет, проведенных там, я не только выходил на сцену как актер, но и поставил около 30 спектаклей. Сейчас даже сложно назвать точную цифру. Там же встретил свою любимую жену. Погостив у родни в Ангарске, я обязательно несколько дней проведу в Братске.
– Что такое авторский театр Олега Чернигова?
– Сам пишу пьесы, сам их ставлю, только играю не в одиночку. Хотя малый формат театра (одна из последних тенденций в современном мире) рассчитан всего на 3-4 актеров. Наши пьесы идут, как правило, 45-50 минут, зрители, а это старшеклассники и студенты, не успевают уставать. Мы часто вовлекаем их в наше действо, разрушая театральную «четвертую стену».
– Кого вы можете назвать своими любимыми драматургами? И что хотели бы поставить?
– Из русских авторов очень люблю Чехова, Достоевского, Островского, из зарубежных предпочитаю Бертольда Брехта, Сэмюэля Беккета, Славомира Мрожека и Жана-Батиста Мольера. А поставить хотелось бы «Несравненного Наконечникова» Александра Вампилова – пьесу, мало кому сегодня известную.
– Вы сыграли многих классических персонажей: Хлестакова, Скапена, Кнурова, Городничего, Тибальта, Фигаро. Какая из ваших ролей стала самой любимой? И кого хотели бы еще сыграть?
– Самая любимая роль – Городничий в «Ревизоре» Гоголя. Сыграть мечтаю Остапа Бендера, он мне близок по духу.
– Участвовали ли вы в театральной жизни Ангарска после того, как стали профессиональным актером и режиссером?
– О своем родном городе я всегда думаю с огромной благодарностью. Все мои любимые актеры остались в театре «Чудак». Был частым гостем на фестивале «Театральная осень на Байкале», который в течение многих лет проводил Леонид Беспрозванный. Во время своего последнего приезда в родной город, в 2004 году, удалось побывать и на ольхонском фестивале. Я уверен: нынешняя поездка станет катализатором моей московской творческой жизни.
Беседовала Олеся Павлюченко