Прозвучавшее перед началом учебного года известие о том, что нынешние первоклассники будут обучаться уже по новым федеральным стандартам образования, привело в замешательство многих родителей. Сразу вспомнилось прошлогоднее бурное обсуждение новых стандартов для старшего школьного звена, так и не принятых обществом. Так что ждет малышей, которые впервые переступили школьный порог?
Прояснить ситуацию согласилась методист по начальному образованию Центра обеспечения развития образования АМО Ольга Бекешко.
– Ольга Николаевна, давайте начнем с того, что такое вообще федеральный стандарт образования?
– Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) можно сравнить с трехсторонним договором между государством, обществом и личностью. В этом документе прописано, как будет происходить образование ребенка на начальной ступени обучения, его результаты, сформулированы четкие требования к образовательному процессу. Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования.
До сегодняшнего дня в России действовал и продолжает действовать (по нему будут обучаться учащиеся 2-4 классов начальной школы) образовательный стандарт 2004 года. Но время идёт вперед, он перестал быть актуальным. Изменились как жизненные реалии, так и образовательные ценности. Все это потребовало введения нового стандарта образования.
– В чем основное отличие нового стандарта от предыдущего документа?
– Если прежде самым важным итогом освоения школьниками программы младших (да и остальных) классов считались предметные результаты (достижения ученика по математике, русскому языку и другим учебным дисциплинам, прежде всего, в области знаний, умений и навыков), то теперь на первый план выходят личностные результаты, которые смог приобрести ребенок в ходе обучения и воспитания. Стоит отметить, что воспитательному процессу в стандарте отводится особое место. Важными становятся метапредметные результаты, составляющие основу умения учиться. И только после этого будут оцениваться его успехи в изучении отдельных предметов. Такое обучение максимально приближено к реальности и приучает ребенка с малых лет ориентироваться в различных жизненных ситуациях. А школа, таким образом, будет играть по-настоящему важную роль в социализации человека и развитии его как личности.
– Какие качества, по новым стандартам, государство считает нужным развивать в детях?
– В стандарте прописан своеобразный портрет выпускника начальной школы. Если кратко, ребенок должен будет научиться любить свой народ, край, родину, уважать ценности семьи и общества и уметь учиться. Ставить перед собой цель, планировать свои действия и находить способы ее достижения. Считается, что он будет готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Это будет доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение человек, способный знать и выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
– Но, по правде говоря, в нашем обществе не все взрослые могут похвалиться такими качествами! Готовы ли мы к появлению таких стандартов?
– Сравните себя в первом классе и сегодняшнего семилетку: они более развиты, активны, любознательны, больше знают об окружающем мире, прекрасно ориентируются в тех же компьютерах, о которых мы не имели понятия, и могут с их помощью находить любую интересующую ребёнка информацию. Другой вопрос – какого качества эта информация?
Новые стандарты не на пустом месте образовались – их предваряла многолетняя исследовательская работа. Они учитывают особенности развития современных детей. Чтобы им соответствовать, нашим первоклассникам не придется делать ничего сверхъестественного.
Гораздо больше проблем будет с родителями и учителями, выросшими на других образовательных ценностях и принципах. Убедить их в том, что это нам нужно меняться, приподниматься до уровня развития своих детей, соответствовать веяниям времени, совсем непросто. Профессия педагога, как известно, одна из самых консервативных.
– А как обстоит дело с материально-технической базой школ? Неужели новые стандарты будут внедрять на устаревших по всем параметрам учебных площадках?
– В большинстве школ АМО материально-технические условия для перехода на новые образовательные стандарты в целом созданы. Но если брать Иркутскую область в целом, то примерно в 54 процентах образовательных учреждений материально-техническая база сегодня нуждается в обновлении. Решить эту проблему обещают до 2015 года.
Родителям первоклассников нечего опасаться. В части внедрения нового наша территория достаточно прогрессивная. В течение предыдущего учебного года 6 ангарских школ работали в режиме опережающего внедрения новых стандартов. Это один класс НШДС №1 и 12 классов начального звена школ №№4, 10, 24, 27 и гимназии №8. В процесс подготовки к работе по новым стандартам вовлечены все педагоги начальных классов Ангарска. В области наш опыт признан положительным. Теперь мы готовы поделиться им с соседними территориями: такие просьбы уже поступили из Братска, Усолья-Сибирского, Черемхова.