На прошлой неделе в Ангарск впервые приехал режиссер с мировым именем Александр Сокуров. К юбилею мастера (в этом году Александр Николаевич отметил свое 60-летие) госкорпорация «Росатом» организовала в рамках проекта «Территория культуры «Росатома» приезд режиссера, имя которого значится в списке ста лучших режиссеров мира, в наш маленький городок «на краю географии».
Маэстро привез нам свой последний фильм «Александра». Роль главной героини фильма – Александры Николаевны, бабушки, приехавшей в Чечню к внуку, сыграна самой Галиной Вишневской, звездой русской оперы. Сокуров рассказал, что хотя Вишневская и не актриса, свой сценарий он писал именно под нее. И откажись звезда сниматься, фильма бы не было...
Скромные ангарские зрители из числа творческой интеллигенции Сокурова встречали стоя. Малый зал кинотеатра «Мир@max» был полон «под завязку». Александр Николаевич в двух словах рассказал о фильме, пообещав зрителям долгую беседу после просмотра. Мастер не обманул – сразу же после показа вошел в зал и до последнего вопроса беседовал с ангарчанами.
Как он смотрит на ситуацию в Чечне, в стране, в мире? Что думает о киноискусстве и нынешнем телевидении? О войне? О душе? О сильных мира сего?
Больше полутора часов ангарчане сыпали вопросами. А полученные ответы многих шокировали. Так какой же он, знаменитый взгляд Сокурова, через объектив жизни на все, что нас окружает?!
... на Чечню
– Мы снимали фильм «Александра» в условиях настоящей войны. В Грозном, в Ханкале. К сожалению, несмотря на все просьбы оказать содействие в съемках, нам навстречу не пошли ни правительство республики, ни воинские части. Откликнулось только ФСБ. С благодарностью вспоминаю пятерых сотрудников этого ведомства, которые обеспечили нам возможность снимать и просто передвигаться по республике.
На самом деле в Чечне в шесть вечера прекращалась вся жизнь. Закрывались блок-посты, и никуда идти и ехать было просто нельзя. А наши съемки заканчивались, случалось, и позже этого времени. Тогда выручали наши провожатые из ФСБ. Особенно это было важно для Галины Вишневской, ведь ее на съемки привозили из гостиницы в Грозном...
Все развалины, в которых обитают люди, в фильме реальны. Практически все солдаты – настоящие военные. Даже исполнитель главной роли не профессионал. Настоящих актеров-мужчин, которые бы служили в армии, мы просто не смогли найти. И это очень печально. Это показательно для страны... Пришлось набирать актеров из воинских частей по месту съемок (к счастью, руководство частей пошло нам навстречу). А двое актеров-профессионалов за полтора месяца до съемок были отправлены в реальные части в Чечню. Изменились разительно. Когда пришли в первый раз в «увольнение» на встречу со съемочной группой, я их не узнал. Совсем другие люди...
Фильм «Александра» в чем-то реален, в чем-то нет. У меня люди слушают друг друга, всматриваются друг в друга. Женщины-чеченки признают русскую бабушку... На самом деле в Чечне мы сталкивались только с негативным отношением со стороны местного населения. Особенно со стороны молодежи. И хотя в нашем фильме нет ни единого выстрела, ни одного намека на национальную рознь, фильм «Александра» в Чечне к показу запрещен. Указом президента Кадырова.
... на смерть
– То, насколько плохо сейчас из смерти в кино делают шоу, понимает тот, кто был на войне. У нас в кадре реальный пожар, реальная боевая техника. Я был в окопах и, хотя этих кадров в фильме нет, видел, как гибнут люди. Так вот – ничего красивого, никакого шоу в смерти нет! Так эффектно бэтээры не взрываются. С криками, если попадает пуля, солдаты не гибнут... Ни техника, ни люди, как факелы, не горят...
Тот, кто видел, как в 45-градусную жару кровь – живая человеческая кровь, чавкая, уходит в раскаленный песок, никогда не будет делать развлекательное кино про войну!
... на ситуацию в стране
– Мы сами выбрали такую власть. Не хотите, чтобы было как сейчас, – голосуйте за других. Мой родной «Ленфильм» практически развален. И шансов на возрождение, как мне кажется, нет. И все же мы, творческая интеллигенция Петербурга, стараемся бороться против произвола толстосумов.
Так, удалось добиться запрета строительства печально знаменитой газпромовской башни, которая уничтожила бы исторический вид Петербурга. Боремся и против других нахальных строек. Предпринимателям большей частью все равно, что они изуродуют вид города, им важна прибыль. Мы, к счастью, нашли взаимопонимание с прежним руководством Санкт-Петербурга в борьбе за сохранение лица города. Найдем ли понимание у нового руководства города – не знаем. Но очень на это надеемся.
Удалось нам в отдельно взятой северной столице добиться цивилизованного отношения к акциям протеста граждан, не согласных с политикой власти. В последнее время прекратились жестокие разгоны протестующих, людям дали, согласно закону, возможность говорить то, что они хотят. Но теперь, опять же, все может измениться...
... на российское телевидение
– Российское серьезное кино сейчас «в загоне». Но не во всем виновата власть. Вот мне говорят: 90 процентов россиян смотрит по телевидению низкопробные сериалы. Многие винят правительство. Но разве правительство переключает вам телевизор именно на эти каналы?! Сейчас есть из чего выбирать, но народ САМ выбирает дешевые развлекательные шоу. Даже из тех, кто сидит в этом зале, многие, возможно, не брезгуют сериалами. Есть спрос – есть предложение. На серьезное кино в нынешней России спроса нет.
Зритель не хочет думать, он хочет прийти с работы и отдыхать. Я всегда говорю в таком случае – если вы пришли в кино на какой-нибудь боевик, вы потеряли не 150 рублей за билет. Вы потеряли 2 часа своей единственной и отнюдь не бесконечной жизни, которые вам никто не вернет. А сколько таких часов мы тратим в неделю, в месяц? Стоит задуматься.
...на великих и сильных мира сего
– Галина Вишневская для меня образец женщины. Так же, как Наталья Солженицына. Они обе многое терпели из-за своих великих мужей, несли свой крест. Помню, я спрашивал Наталью Дмитриевну – как, находясь в изгнании, зная, что из-за взглядов мужа в любой момент на семью возможно покушение, она не побоялась родить троих детей?! На что она спокойно ответила: «Так хотел Александр Исаевич».
Галина Павловна тоже выдержала годы немилости. Но сейчас она настоящая королева. Царственная, сильная женщина.
Единственный раз за время съемок она позволила себе расплакаться – во время страшной 46-градусной жары ей, женщине, которой уже за 70, стало плохо. А так она держалась по-королевски. При том что никаких особых преимуществ перед другими актерами и членами съемочной группы у нее не было. Ведь кругом война. Если только горячий душ...
В фильме она играет простую женщину. И хотя этот образ ей в жизни не свойственен, Галина Павловна справилась с ролью хорошо. Кстати, ее знаменитая фраза: «Посиди, помолчи!» звучит и в жизни. Она даже президенту может сказать: «Ты посиди, помолчи, подумай...» С высоты своего возраста, конечно. И все слушают. Замолкают. Думают.
Ну а из сильных мира сего мы пытались общаться с Ельциным. Оказать на него влияние, чтобы он прислушался к бедам маленьких городов. Организовали встречу. Но... Я думаю, что президентом быть очень тяжело. Как будто вокруг тысячи голосов, все жужжат, каждый тянет в свою сторону. И кого-то нужно услышать, а кого-то пропустить. В этом гуле очень тяжело сориентироваться. И он нас не услышал...
...на национальный вопрос
– Я считаю, что у славянских народов утеряно многое, что необходимо в общении. В «Александре» взрослый внук заплетает старой бабушке косу. В жизни такого нет. Мы потеряли тактильное общение. Мы не нуждаемся в том, чтобы нас обнимали, чтобы рядом с нами плакали. Мы стали закрытыми. У отца и сына уже нет тех отношений, которые были в прошлом веке. А вот у других народов это сохранено.
Я не призываю, чтобы мы перенимали чужую модель семейных отношений, чей-то чуждый нам менталитет. Однако свое исконное нужно возрождать.
Наша страна многонациональная, каждая нация имеет право на самоопределение, свои традиции. У нас, славянской части России, утеряны не только родовые взаимоотношения, но и отношения между мужчиной и женщиной. Я сторонник раздельного обучения мальчиков и девочек. Считаю, что они не должны привыкать друг к другу. К одежде, запаху, скабрезным шуточкам. В этом отношении народы Кавказа более мудры. Хотя, повторюсь, есть у них и те традиции, которые противоречат нашему менталитету.
А вот язык должен быть общий. В фильме чеченка Малика и Александра говорят на русском языке. Малика – бывшая учительница русского. Общий язык всегда даст возможность договориться. Тем более что на Кавказе множество людей, прекрасно знающих русских язык, владеющих им даже лучше, чем мы, его носители.
Сейчас это многих раздражает. Помню, как перестали показывать по телевидению передачу с Александром Солженицыным. Мотивировали тем, что такая «правильная» речь заумна, неинтересна для зрителя. А ведь Александр Исаевич был носителем того самого «корневого» русского языка, который, пожалуй, только в эмиграции и сохранился.
...на молодежь
– Несмотря на засилье низкопробной телепродукции, у нас есть талантливая, умная молодежь. Я не считаю, что кино обязательно для повышения культурного и морального уровня молодых людей. А вот книга – обязательна. И хотя сейчас информацию можно получать не только из книг, эмоциональную составляющую дают только они.
К Интернету я отношусь положительно, несмотря на то, что по Сети гуляют пиратские копии моих фильмов. Если у российской молодежи нет другой возможности смотреть некоммерческое кино, кроме как скачивая его из Интернета, пусть скачивают. Да, если мой продюсер решит подать в суд на таких пиратов, я юридически не смогу отказаться. Но повторюсь – если это единственная возможность приобщиться к искусству кино, я не против.
В этом году я руководил молодежной секцией на фестивале начинающих режиссеров. И специальный приз «Моя надежда» вручил 15-летнему школьнику, который снял свой первый авторский фильм. В главной роли – он сам, в роли оператора – его одноклассница. Но снято так, что взрослым маститым режиссерам у этого паренька есть чему поучиться! У нас есть талантливая молодежь. Если бы нашлись и те, кто готов помочь ей развиваться, поддерживать ее, то наша страна стала бы первой в мире.
... на нас, сибиряков.
– Я нечасто бываю в Сибири, хотя здесь родился. Моей родной деревни Подорвиха уже нет, ее затопили при создании Иркутского моря. Сегодня на Ангаре меня ждал катер, на котором я хотел отправиться в ту точку моря, где под водой лежит моя деревня. Но мне предложили съездить на ваш электролизный комбинат, чтобы встретиться с работниками.
Я посчитал, что живые люди важнее, чем уже ушедшая под воду малая родина. И поехал на комбинат. Производство понравилось, все очень сложно и технологично. И люди вроде бы довольны. Но, конечно, до малых городов редко доходит бурлящая в столице культурная жизнь. Поэтому сказать что-то о культурном уровне ангарчан не могу. Слишком мало времени я с вами провел. Но хочется верить, что вы думающие, неравнодушные люди и зрители.