Праздник, призванный активировать усилия общества по распространению грамотности, был введен ЮНЕСКО в 1966 году. В нашем понимании он всегда имел большее отношение к зарубежным слаборазвитым странам. Но с учетом сегодняшней ситуации Международный день грамотности скоро будет актуален и в России. С вопросами, насколько грамотно наше общество и каким способом можно изменить сложившееся положение вещей, мы обратились к ангарчанам, чья деятельность напрямую связана со словом и культурой.
Георгий Крюков, преподаватель литературы и МХК в МОУ «Ангарский лицей №1»:
– Что уровень грамотности (а значит, и культуры) в последние годы резко понизился, легко заметить по нашим учащимся. Теперь дети приходят в лицей в 7 классе и, если можно так сказать, приносят с собой культуру своих школ. А она часто оставляет желать лучшего. Потом это, конечно, выравнивается. Учащиеся старших классов еще несколько лет назад были более серьезными. Сегодня они физически вроде бы взрослые, а духовное и психическое развитие запаздывает. Постепенно исчезает старшее поколение – носители врожденной интеллигентности. Другие люди – другие интересы и ценности, и дети уже несут на себе отпечаток времени. Одно из новых веяний – поверхностное, очень легкое отношение к слову. Произнес или написал с ошибкой – ну и что, подумаешь! Грамотность перестает быть нормой, уже считается исключением. А между тем все грандиозное и непоправимое начинается с малого.
Людмила Кононова, педагог по сценической речи детского образцового театра «Родничок» (ДТДиМ):
– Знаете, есть такой анекдот: «Оказывается, некоторые родители не кладут детям игрушки под елку, а... ложат». А если серьезно, это сегодня одна из самых больших проблем. Слово, неправильно произнесенное на сцене, царапает слух, мешает восприятию, может испортить впечатление от спектакля. Мы с ребятами над этим много работаем. Хотя это только внешняя сторона. Здесь очень важен уровень культуры ребенка, о чем и как с ним говорят дома, что и сколько он читает. А здесь, сами понимаете, возникают большие трудности.
Елена Белоногова, руководитель театральной студии, педагог-организатор МОУ «СОШ №23»:
– Больной вопрос. Очень жалко, что в государстве ведется такая политика, при которой теряется культура русского языка. Культура языка неразрывно связана с культурой народа. Послушайте радиоведущих – какой бедный язык, какое произношение! Ошибки в речи стали нормой даже для Первого канала. А что тогда говорить об обычных гражданах? Молодые люди сегодня не в состоянии выразить свои мысли, не умеют чувствовать. При таком отношении к культуре душа человека остается неразвитой. Так можно, не используя оружие массового поражения, нацию уничтожить. Нужно не упрощать образовательный процесс, оставляя ОБЖ и физкультуру в качестве основных предметов, а увеличивать количество часов русского языка и литературы.
Сергей Метелкин, преподаватель словесности гимназии №8:
– Положение очень серьезное. Послушайте публичных людей: сплошные ляпы, речевые ошибки! Это показатель. Такое ощущение, что недавняя «реформа» русского языка была проведена специально для чиновников. Опустили планку до их уровня, чтобы они не выглядели полными профанами. В школе тоже господствует упрощенка. Чтобы сдать тот же ЕГЭ, не нужно умение строить предложения, рассуждать, дискутировать, на него можно натаскать. А личность может воспитать только личность. Но таких учителей с каждым годом становится все меньше. Не идут сегодня талантливые люди в педагоги: они в состоянии найти себе более достойное применение. Мы все еще держимся на старых кадрах. Школу уничтожали в течение 20 лет, и сегодня мы начинаем ощущать последствия.