Увы, не для всех учащихся Ангарска День знаний оказался праздничным. И не все родительские слезы на торжественной линейке, прошедшей 1 сентября в школе №14, были от радости. Для десятиклассника Дениса Виноградова этот день теперь будет ассоциироваться с незаслуженной обидой, нанесенной ему педагогами школы.
По словам его матери Елены Виноградовой, эта история началась еще весной. Денис с 5 класса учился в школе №14, в которой она занимала должность воспитателя группы продленного дня. Сына она растит в одиночку, а живут они по соседству – так что посещать эту школу было вдвойне удобно. Но в конце прошлого учебного года у Елены не заладились отношения с администрацией. И это, как она уверена, стало причиной испорченного 1 сентября.
Дело в том, что из 25 детей, посещавших «продленку», к концу года осталось только 6, и директор школы Любовь Дубинина приняла решение о роспуске группы и, соответственно, увольнении воспитателя. Елена Виноградова не пожелала с этим мириться и пошла защищать свою правоту в суд, который выиграла. Любовь Николаевна признает, что в процедуре увольнения действительно были допущены нарушения: воспитатель не был, как положено, за 2 месяца поставлен в известность о грядущем увольнении. Из-за возникшего конфликта, как рассказывает Елена, она даже на время переводила сына в школу №12. Тем не менее 9 класс он окончил с хорошим аттестатом в школе №14.
По словам Любови Дубининой, они были бы рады видеть Дениса Виноградова в 10 классе: он неоднократно был награжден почетными грамотами, был активистом и спортсменом и мог бы украсить 10 класс любой школы. Но в конце 9 класса, в том числе и во время двух опросов, Денис утверждал, что в школу после летних каникул не вернется.
У Елены действительно были планы отправить сына жить и учиться в Иркутск, к бабушке, но они не осуществились, и 11 августа она пришла в школу №14 писать заявление о зачислении Дениса в 10 класс. Документы мальчика все это время оставались в школе. Директор на тот момент была в отпуске, и заявление приняла секретарь, предупредив Елену, что класс укомплектован, даже переполнен, и заявление может быть не подписано.
Директор его не подписала, но почему-то, как утверждает Елена, приняла на это место другого ученика. Теперь ее Денис стал по счету двадцать восьмым, а это значит, что при норме в 25 учеников в классе он практически лишился шанса попасть в свою школу. При этом соседние образовательные учреждения ее не устраивали, хотя на тот момент в них еще можно было найти вакантные места. Привыкнув добиваться своего, Елена Виноградова обратилась за помощью в управление образования администрации АМО. Там пошли ей навстречу, и после беседы с начальником УО Ларисой Лысак устная договоренность о том, что ее сына примут в 10 класс школы №14, была достигнута. Это было 31 августа.
На следующий день, придя на праздничную линейку, Виноградовы поняли, что конфликт еще не исчерпан. Заявление все еще не было подписано, и, соответственно, Дениса не оказалось в списках учеников. Директор могла принять заявление только после обеда. По словам Елены, ссылаясь на это, мальчика не пустили на классный час, унизив его тем самым перед остальными учениками.
Любовь Дубинина считает, что Елена просто не хотела с ней встречаться, поэтому и дотянула до торжественных линеек. А их у директора было в этот день 4, и ей действительно было некогда. У матери другое мнение. Она считает, что 1 сентября заявление было уже пустой формальностью. И она, и директор знали, что Денис будет учиться в 10 классе. Но на ее ребенке просто отыгрались. После такого начала учебного года она уже не уверена, что хочет оставить мальчика в этой школе.
Истину в подобных ситуациях установить сложно. У каждой стороны своя правда, каждый действовал, руководствуясь своими жизненными принципами. Удивляет другое. Все женщины, о которых идет речь в публикации, – педагоги. Почему разменной монетой в их дрязгах стал подросток? Почему ни мать, ни школа не постарались оградить мальчика от этих неблаговидных взаимоотношений? Не попытались найти компромисс? И важно ли для них вообще благополучие ребенка?