В новом учебном году родителей юных ангарчан, занимающихся в учреждениях отдела культуры, ждет малоприятная новость. Ежемесячная плата за обучение в школах искусств с 1 сентября поднялась в среднем на 15 процентов.
Однако «средняя температура по больнице» при ближайшем рассмотрении бьет не по каждому кошельку. Обучение по классу баяна, к примеру, наоборот подешевело. Вместо 455 рублей в месяц родители заплатят 450. Хоть 5 рублей, а приятно!
На 15 рублей поднялась оплата в самом недорогом отделении – домристов: со 145 рублей до 160. Обучение игре на виолончели подорожало с 255 рублей до 280.
А вот другим повезло меньше. Хоровое, фольклорное и духовое отделения: 420 рублей вместо 375. Скрипка, эстрадное отделение, вокал: 500 рублей вместо 415. Фортепиано и хоровое отделение, совмещенное с игрой на музыкальном инструменте: 500 рублей вместо 455.
Больше всех не пофартило гитаристам. У них месячная оплата выросла почти на 100 рублей (550 рублей вместо 455). Обучение игре на гитаре стало самым дорогим для юных ангарчан, повысившись в цене вместо средних пятнадцати более чем на двадцать процентов.
Больше станут платить родители юных художников и танцоров. Теперь вместо 375 рублей в месяц им придется относить в кассу 420.
Сделали «подарок» и педагогам. Если до нынешнего года договор на оказание образовательных услуг в художественных школах и школах искусств составлялся один раз на весь период обучения (от 5 до 8 лет), то теперь договоры родители и школа должны подписывать ежегодно. Действителен такой договор с 1 сентября по 31 мая.
Какие у этой системы минусы? Они очевидны. Педагоги творческих учебных заведений каждый раз в начале учебного года будут завалены несвойственной им бумажной работой. Плата за обучение каждый год может бесконтрольно повышаться, а родители лишаются всяческих прав. Не нравится стоимость? Не подписывайте договор на следующий год, вас никто не заставляет...
И все это при том, что наши музыкальные и художественные школы отнюдь не переполнены. Даже после вступительного прослушивания, благодаря которому в далекие советские годы производился «отсев» детей, не имеющих музыкальных данных, от общего числа претендентов (преподаватели помнят, когда конкурс на наиболее «модные» тогда инструменты, такие как скрипка и фортепиано, составлял до 5 человек на место!), сейчас никого домой не отправляют. Берут «в искусство» всех. Точнее – всех, кто готов платить.
Такими темпами (не побоимся резкой оценки) наше культурное образование вскоре зайдет в тупик. Хотя почему только культурное?! Были же предложения и спорт «поставить на платные рельсы». Занятия в спортивных школах только начинаются. Будут ли и они платными – увидим...