Приговор по этому уголовному делу вынесен Ангарским городским судом 2 сентября. По нему осуждены трое молодых людей. Возраст Юдова, Егоркина и Уляшина – 25, 24 и 23 года соответственно. За те преступления, которые они совершили, судить нужно было еще двух их товарищей, но на скамье подсудимых их на данный момент не оказалось, материалы уголовного дела по ним выделены в отдельное производство. Придет время, и они предстанут перед законом.
Между этими тремя и двумя пока отсутствующими подельниками отношения и степень знакомства были разными. Некоторые из молодых людей знали друг друга по нескольку лет, с детства занимаясь в одной спортивной секции, а некоторые были знакомы лишь визуально – встретившись буквально раз, чтобы вместе постоять возле угоняемого автомобиля в качестве «пастуха», пока их более активный подельник ковыряет отверткой замок зажигания...
По словам всех проходивших по делу фигурантов, они вовсе не были преступной устойчивой группой со своим распределением ролей, определенной иерархией и т.д. Угонять чужие автомобили с целью дальнейшей их реализации в планах компании не было – это коллективно не обсуждалось и не готовилось. Мысли об этом возникали, судя по показаниям юных «недеточкиных», только у отдельных из них – например, у Антона Уляшина. А в целом они были безобидные молодые люди. С положительными характеристиками, веселым и открытым нравом, не замеченные в наркомании и злоупотреблении алкоголем. Еще они не были тунеядцами: у большинства была работа, у кого-то открыто ИП, у кого-то – место в ООО, один (его пока не осудили) недавно закончил АГТА, а вообще занимался тем, что гонял из Владивостока машины...
Каким образом эти положительные люди оказались виновными в кражах нескольких единиц автотранспорта? На этот вопрос очень хорошо ответил Вадим Егоркин: «Хищения автомобилей мы совершали спонтанно». Правда, суд с такой безобидной формулировкой не согласился, в приговоре сказано: преступления совершены группой лиц по предварительному сговору.
В материалах многотомного уголовного дела присутствуют все атрибуты жанра, касающегося угона автомобилей. И собственно хищение, и погоня милиции за угонщиками по ночным улицам города, и отстой краденой техники в укромном месте, и наблюдение за встречей подельников с потенциальным покупателем краденых машин, а еще резкое увольнение одного из угонщиков с работы и попытка уехать аж в город Златоуст...
В уголовном деле речь идет о четырех похищенных авто. Эти преступления были совершены за полтора месяца – в августе-сентябре 2010 года. Из подручных средств – ничего собственно криминального. Инструмент, который всегда был при себе у Антона Уляшина, – обычная плоская отвертка. Иногда молоток. И нечто, не установленное следствием, чем был сбит навесной гаражный замок во время одного из хищений. Следствие даже выяснило, в каком магазине приобретали угонщики свой основной рабочий инструмент – отвертку. Не думал продавец, для чего именно берут отвертку его покупатели...
Первая иномарка, которую Уляшин и компания угнали прямо от подъезда, ставилась хозяевами под окнами дома №16 квартала 92/93. «Ниссан-Вингроуд» серебристого цвета ночевал во дворе на свой страх и риск с апреля 2010 года. Автомобиль не был оборудован сигнализацией, не был застрахован от угона. А зря. Антон Уляшин, видимо, часто проходя вечерами через двор этого квартала, заметил безнадзорно ночующую иномарку.
Поздним вечером 18 августа владельцы машины поставили ее, как обычно, в парковочный карман. Мужчина лег спать, жена сидела до поздней ночи за компьютером и в окно без надобности не выглядывала. Ночью она слышала, как завели мотор машины. Женщина не поняла, что это завели их «Ниссан» – у соседа по подъезду была точно такая же машина.
Спохватились в 9 часов утра, выглянули в окно – а машины-то нет. Позвонили в милицию, но поздно. «Вингроуд» был уже далеко... Его в три часа ночи завел Уляшин, два его подельника стояли на стреме, чтобы никто посторонний не помешал. У одного из них нервишки не выдержали. Из подъезда, в котором жили хозяева машины, вдруг вышел человек, и воришка занервничал, развернулся и быстрым шагом пошел внутрь 92 квартала. У двух его товарищей нервы были покрепче. «Вингроуд» завелся, и они поехали. Спрятать машину решили на даче отца одного из подельников, в «Калиновке». Отец оказался то ли нелюбопытным, то ли наивно-доверчивым. Когда его чадо явилось среди ночи на дачу на незнакомой, чуть ударенной машине, мужчина поинтересовался, чья это иномарка. Сын нашелся, что ответить: чужая, взял покататься, может, даже куплю, дай десять тысяч. Папа дал, да еще сынка на своей машине до автобуса довез...
Утром «Вингроуд» забрали с дачного участка. Долго возиться с ним времени не было, тем более что покупатель на угнанное авто уже нашелся. Приобрести иномарку стоимостью в 150 тыс. руб. за 30 тыс. руб. вызвался знакомый Уляшина, работавший охранником на одной из платных автостоянок.
Тем временем подвернулась следующая иномарка. Около трех часов ночи 22 августа троица – Егоркин, Уляшин и Юдов – прогуливалась по улицам ночного города. Вышли вроде как погулять, пива попить, с девчонками познакомиться. Шли по улицам не просто так. Многоопытный Уляшин, несмотря на свой юный по паспорту возраст, со знанием дела пинал по колесам всех попадавшихся на пути припаркованных автомобилей. Сработает сигнализация – компания идет дальше. В 94 квартале они нашли то, что надо. У одного из домов стоял микрогрузовик «Ниссан-Атлас». На пинок Уляшина иномарка не отреагировала, и это решило ее судьбу. Для пущей безопасности Уляшин решил не искушать судьбу и не заводить микрогрузовик под окнами квартиры хозяев. Вскрыв отверткой водительскую дверь, он поставил рычаг коробки передач в нейтральное положение. А потом обратился к подельникам: «Чего ждем? Толкаем!» Они прокатили «Ниссан-Атлас» несколько метров и только потом завели мотор...
Ночевал микрогрузовик сначала в лесном массиве за автоколонной 1948. А потом его перегнали в более комфортное место. У Вадима Егоркина были ключи от гаража его тети. Туда, в бокс «Привокзального-5», и пристроили на некоторое время угнанный микрогрузовик. Тетя, само собой, не знала, что в ее гараже отстаивалась ворованная машина. Не знали о местонахождении «Ниссана» и его владельцы. В заявлении потерпевшего сказано, что проснулся он в 9 часов утра, увидел, что машина исчезла. Куда делась, он не знает – ни долгов нет, ни недругов. Сотрудники милиции тем временем отрабатывали территорию – обходили квартиры (вдруг кто-нибудь из соседей что-то видел), все окрестные автостоянки, проверяли на причастность к произошедшему судимых лиц, живущих поблизости. Зацепиться было не за что.
Через месяц и неделю, 29 сентября, очередной объект кражи определил Вадим Егоркин. В этом хищении, кроме него, участвовали лица, в отношении которых уголовное преследование позже было прекращено. «Тойоту-Марк-2» они присмотрели во дворе дома №12 в 15 микрорайоне. Действовали по отработанной схеме. Егоркин стоял «в дозоре», один из его подельников отверткой отдавил стекло в двери иномарки, та же отвертка и молоток послужили ему ключом зажигания. «Тойоту» где-то нужно было подержать, и Егоркин предложил для этих целей принадлежащий его матери подземный гараж, расположенный в 84 квартале. Ключи у него были при себе, и краденая иномарка была помещена в гаражный бокс. О том, что в ее гараже прятали угнанное авто, мать Егоркина узнала только от следователя. Уйти без приключений Егоркину и компании в те сутки не удалось. Двигаясь по улицам вечернего Ангарска, они привлекли внимание сотрудников милиции. Те наблюдали за подельниками, которые назначили встречу у магазина «Ангара». Но все же угонщики смогли скрыться от стражей порядка – это случилось на территории 84 квартала, между домами 9 и 11.
Расследование уголовных дел по фактам кражи автомобилей первые ощутимые плоды принесло в октябре 2010 года. Сначала задержали одного подельника, позже – его товарищей. Выяснилось, что Антон Уляшин имел отношение к хищению еще одного автомобиля, на этот раз с проникновением в гараж.
В ночь на 13 августа 2009 года он с подельником находился на территории автокооператива «Фара» в 279 квартале. Сорвав навесной замок, они проникли в помещение бокса, в котором оказалось много ценных вещей. Кроме автомобиля «Нива», там находился дорогостоящий инструмент. Его и уложили в багажник и на заднее сиденье автомобиля – не тащить же краденое добро на себе. Уляшин и его подельник похитили два сварочных аппарата, электрошлифовальную машинку и электрорубанок, компрессор, электродрель, гидравлический домкрат, набор гаечных ключей и комплект из четырех литых дисков «Ниссан», причинив тем самым владельцам ущерб в сумме 90 тысяч рублей.
Понимая, что отвечать за содеянное придется, фигуранты дела предприняли все возможное, чтобы скостить себе срок наказания. Егоркин и Уляшин пошли на заключение досудебного соглашения о сотрудничестве. В этом были заинтересованы оба. Уляшин – как самый активный фигурант: отверткой как отмычкой и ключом зажигания орудовал именно он. У Егоркина уже была судимость за разбой и причинение тяжких телесных повреждений, от которых потерпевший скончался. Его освободили условно-досрочно. Из пяти лет лишения свободы 11 месяцев он не досидел. Но, видимо, время, проведенное за колючей проволокой, его ничему не научило. В октябре 2009 года он освободился, а менее чем через год вновь пошел по кривой дорожке. Суд счел возможным сохранить Егоркину условно-досрочное освобождение. А исправление всех трех подсудимых, по мнению суда, возможно без изоляции от общества. Егоркин в итоге получил 3 года лишения свободы без ограничения свободы, Уляшин – также 3 года, Юдов – 1,5 года. У всех троих – испытательный срок в два года. За это время они должны доказать своим законопослушным поведением, что их раскаяние искреннее.
Часть ущерба потерпевшим была возмещена. Владельцы автомобилей «Ниссан-Вингроуд» и «Нива» имеют право на подачу иска в порядке гражданского судопроизводства. За угнанный «Ниссан-Атлас» трое осужденных должны будут возместить владельцу ущерб в размере 130 тысяч рублей. За прочее похищенное добро рассчитываться угонщики должны солидарно – когда все предстанут перед законом.