В течение нескольких месяцев специалисты администрации АМО, депутаты районной Думы, входящие в бюджетную комиссию, разрабатывали положение «Об оказании дополнительной поддержки дошкольным образовательным учреждениям Ангарского муниципального образования». В итоге получился документ, по которому родители детей сами определяют, куда и в каком размере будут расходоваться средства их, родительских, пожертвований. Тема эта очень непростая, тяжелая. С одной стороны, можно красиво рассуждать о том, что финансирование дошкольных учреждений должно осуществляться исключительно за счет бюджета, что родители по закону не должны помогать садам ни в ремонте, ни в приобретении инвентаря... Не должны. Кто с этим спорит? Но может, стоит взглянуть правде в глаза? Ведь родительские взносы в детских учреждениях были, есть и будут – любой родитель хочет обеспечить нормальное образование для своего ребенка, хорошие условия для него.
Быть может, сделать анализ? Спокойно, с цифрами на руках, без митинговщины. В конце концов, речь идет о детях. Давайте посмотрим на ситуацию с детсадами в Ангарске в динамике. Скажем, за последние 5 лет. На то, как финансировалось из бюджета капстроительство детских дошкольных учреждений, сколько средств выделялось на ремонт и сколько в год составляют родительские пожертвования.
Итак, по информации, предоставленной управлением образования, на капитальный ремонт муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2007 году выделялось 33,9 млн руб., в 2008 г. – 12,94 млн руб., в 2009 г. – 4,18 млн руб., в 2010 г. (предвыборном – авт.) – 24,33 млн руб., в 2011 – 5,78 млн. Напомню: такие суммы расходовала на капремонты садов администрация бывшего мэра Андрея Козлова и районной Думы под председательством Владимира Непомнящего. Суммы очень неровные, но они – верхушка айсберга действительных потребностей учреждений образования в капремонтах зданий. И в 2010, и в 2011 году реальная сумма, которая необходима для капремонтов муниципальной собственности, оценивается в 1,3 (!) млрд руб. Цифра гигантская, и никакому местному бюджету она не по силам. К тому же надо учесть, что бюджет района в последние годы не увеличивается, а, наоборот, «худеет» за счет инфляции. А здания, в которых по полвека не было капремонта, дряхлеют быстрыми темпами. По большому счету, половину образовательных учреждений Ангарска можно было бы закрыть, если строго следовать букве закона и предписаниям надзорных организаций.
На текущий ремонт детсадов за те же последние 5 лет выделялись совсем уж символические деньги. В Ангарске 40 садов. На них в 2007 г. из бюджета потратили 1,96 млн руб., в 2008 – 1,14 млн руб., в 2009 г. – 0,54 млн руб., в 2010 г. – 3,2 млн руб., в 2011 (по плану) – 1,97 млн руб. Цифры говорят сами за себя. Если бы текущий ремонт осуществлялся в необходимом объеме, потребности в капремонте были бы намного меньше. В бюджете района, после того как деньги, заработанные территорией, отчисляются в региональный и федеральный бюджеты, средств остается только для поддержки штанов. Можно по этому поводу язвить сколько угодно и упрекать депутатов районной Думы в законотворческой безынициативности, в том, что они мало стучатся в областные и федеральные «двери». Стучат. Пишут. Обращаются. Обосновывают. Вот только у этих дверей в очередь стоят все муниципальные образования. Ведь все, по большому счету, находятся в одной системе.
Что касается собственно родительских пожертвований, цифры следующие: 2007 г. – 19,46 млн руб., 2008 г. – 25,74 млн руб., 2009 г. – 21,21 млн руб., 2010 – 27,73 млн руб., первое полугодие 2011 г. – 13,82 млн руб. То есть ничего сверхъестественного в 2011 году не произошло. И все же «водораздел» в самом отношении к системе образования произошел именно в 2011 году. В бюджете района изыскали 170 млн руб. на реализацию новой системы оплаты труда для ангарских педагогов. Этот шаг показателен. Он говорит о принципиально ином отношении к педагогам. О признании не только их заслуг, но и наличия проблем в этой сфере. А главное – о желании улучшить материальное положение воспитателей и педагогов.
Систему, пусть даже и порочную, менять всегда крайне тяжело, болезненно. С одной стороны, нельзя закрывать глаза на проблемы – накопилось их за годы безвластия слишком много. Но и решить их одним махом не получится – не сможет муниципалитет сегодня достойно, на уровне содержать дошкольное образование. Как не могут этого сделать 99,9 процента муниципалитетов по всей стране. Однако если родители готовы тратиться на образование своего ребенка, то происходить это должно по понятным правилам и прозрачным механизмам. Порядок хочется навести. Это – главная суть инициативы.
Игорь Миронов