В нашу редакцию обратилась жительница села Савватеевка Ольга Завьялова. Не с просьбой о помощи – со своими проблемами она привыкла справляться сама, – а чтобы рассказать о ситуации, разворачивающейся в савватеевской школе. После того как администрация МОУ «Савватеевская средняя общеобразовательная школа» попробовала лишить ее родительских прав только за то, что она, воспользовавшись законным правом, перевела своего сына на семейное обучение.
Колю она привела в первый класс 1 сентября 2008 года, но мальчик смог проучиться здесь только 8 дней. Почему? Из возражения к исковому заявлению о лишении родительских прав Ольги Завьяловой: «Еще в июне 2008 года на собрании родителей было решено дать детям стихи для торжественной линейки 1 сентября. После этого мой сын неоднократно подходил к будущей учительнице и просил стихотворение. Но слышал только: «Потом, потом!» В итоге Коля оказался единственным ребенком, не выучившим стихотворение, и уже на линейке он, как ответственный человек, стал спрашивать меня, почему ему не дали стих?
31 августа, перед новым учебным годом, я съездила с детьми (у Николая есть младшая сестренка – авт.) на службу в Свято-Троицкий храм. Потом мы с Колей прошлись по коридорам школы, я показала сыну, где находится спортивный зал, столовая и туалет. Вместе с сыном надели на тетради обложки, собрали пенал, упаковали ранец, приготовили одежду. Специально оборудовали удобное и светлое рабочее место. Не нарушая семейных традиций, сделали ему подарок и вечером пили чай с тортом. Ребенка в школу я отправила морально и психологически готовым. Это школа оказалась не готовой принять моего сына.
В первую нашу учебную неделю я стала свидетельницей неприятных моментов. Детей, входивших в школу, ругал технический персонал за то, что они якобы топчут вымытые полы. На перемене ученики продолжали сидеть в классе, а во время уроков двери кабинетов запирали на ключ, что является грубейшим нарушением правил противопожарной безопасности. Учитель улыбалась детям, только когда родители рядом. Зато на уроках постоянно срывалась на крик.
На семейном совете было решено, что Николай ходить в школу не будет – обучать ребенка будем сами. Моя мама – педагог, преподает историю, обществознание и право, я окончила в 2005 году Ангарский педагогический колледж с квалификацией «учитель русского языка и литературы основной общеобразовательной школы». Желание учиться у него есть, познавательная активность высокая. В семье он будет психологически защищен, мы всегда учитываем его интересы, относимся к нему как к личности.
Через год, когда мы с сыном пришли в школу на праздничную линейку с намерением после нее обсудить с администрацией возможность сдать экстерном предметы за первый класс, ситуация повторилась. Учительница их класса прогнала Колю. Сын заплакал. Как может 8-летний ребенок защититься от взрослого учителя? Очень долго переживал и отказался ходить в школу. Сопровождалось это тревожностью и плохим аппетитом, заниженной самооценкой, плаксивостью. Мальчик постоянно спрашивал, чем он хуже других. Свидетелями этого случая были учащиеся школы, присутствовавшие на линейке. Учитель никакого наказания за вопиющее нарушение педагогической этики не понес. Других попыток начать ходить в школу мы не делали».
Однако подать в школу заявление о переводе ребенка на семейное обучение согласно ст. 52 Закона РФ «Об образовании» оказалось не так-то просто. Его попросту не принимали. Нет заявления – нет проблемы. Такая практика, по словам Ольги Завьяловой, существует здесь не первый год. Зато администрация образовательного учреждения получила возможность уведомить отдел по делам несовершеннолетних УВД по АМО о том, что учащийся Николай Завьялов не посещает занятия в школе без уважительной причины.
В сентябре 2009 года администрация школы обратилась в комиссию АМО по делам несовершеннолетних и защите их прав, через год – в прокуратуру Ангарска с заявлением «о привлечении к ответственности Завьяловой О.М. по факту нарушения права на образование ее несовершеннолетнего сына Завьялова Н.» (из искового заявления в Ангарский городской суд). Суд над матерью, пытающейся отстоять право своего ребенка быть личностью и получать качественное образование в формате, выбранном родителями, состоялся в сентябре 2011 года.
Ольга серьезно к нему подготовилась. Проанализировав исковое заявление, она обнаружила, что оно составлено с многочисленными нарушениями, недостаточной доказательной базой, документы, приложенные к нему, по её мнению, были сфальсифицированы. О том, например, что многочисленным проверяющим инспекторам ни разу не удалось застать ее дома. Тогда как так называемые «проверки» приходились то на больничный, то на декретный отпуск, в котором она числится с 19 июля 2010 года по сей день. В исковом заявлении она не характеризуется отрицательно, но к ней почему-то просят применить крайнюю меру – лишение родительских прав, а ребенка при этом передать под контроль органов опеки и попечительства, хотя у него есть бабушка, дедушка и отец, с семьей не проживающий, но не лишенный родительских прав.
На суде, состоявшемся 6 сентября, представители савватеевской школы, пришедшие сюда обвинять, оказались в трудной ситуации. Свидетели со стороны Ольги Завьяловой рассказали о многочисленных нарушениях, происходящих внутри школы. Принцип «В чужом глазу соломинку видит, а в своем бревна не замечает» подтвердился на сто процентов. Требования искового заявления не были удовлетворены. Ольга одержала победу. А администрация МОУ «Савватеевская общеобразовательная школа» спровоцировала проведение прокурорской проверки в своем образовательном учреждении. На суде также всплыли истинные причины противостояния семьи Ольги Завьяловой и сельской школы. О них мы расскажем в следующем номере.