На прошлой неделе, в четверг, в Школе предпринимателей состоялось заседание «круглого стола», на которым собрались обсудить грядущие проблемы своего бизнеса владельцы ангарских фирм такси.
Как рассказал Александр Мартынов, президент некоммерческого партнерства ангарских легковых такси, 69-й Федеральный закон в новой редакции может буквально асфальтовым катком пройтись по бизнесу таксистов.
«Этот закон принимали для Москвы и Петербурга. Да, в больших городах он действенен. Но у нас больше 30 процентов служб такси просто уйдут с рынка. А у остальных не останется выбора – для того, чтобы оправдать затраты на те мероприятия, которые требует закон, они поднимут цены для пассажиров. В результате люди будут ходить пешком», – сделал неутешительный вывод президент ангарских таксистов.
Что же такое есть в злополучном законе, чего так боятся наши перевозчики? Во-первых, специально оборудованные машины. Ведь транспорт, использующийся для такси, должен быть выкрашен в желтый цвет и носить на борту классические «шашечки». Для большинства фирм, в которых, чего греха таить, подрабатывают на своих личных машинах в свободное от основной работы время простые ангарчане, даже этот первый шаг уже за гранью реальности.
Как подсчитал Александр Мартынов, всего в сфере такси в городе так или иначе заняты 8508 человек. Большинство – именно совместители. Они не «бомбилы». Часть выручки отдается фирме, фирма платит налоги. Просто нормальным мужикам не хватает нищенской зарплаты, чтобы достойно содержать семьи. Новый закон «выдавливает» таких водителей из этого бизнеса.
А вот именно «бомбилы» (есть в нашем городе и такие), которые оккупируют городскую автостанцию, рынок и вокзал, вполне могут процветать. А что? Покрасил машину, купил за 20 тысяч рублей таксометр – и гоняй себе дальше!
Для крупных же фирм, имеющих свой автопарк и диспетчерские, установка таксометров – непосильные затраты. Так, владелец предприятия «Пять однерок», имеющего крупный автопарк, заявил, что не сможет потянуть установку таксометров на все машины. Потому что для этого потребуется не одна сотня тысяч.
А провести все работы нужно уже к 1 января 2012 года. Как сообщил инспектор ГИБДД Игорь Круглов, присутствовавший на встрече транспортников, с этого времени таксистов начнут проверять сотрудники ДПС. Требования федерального законодательства уже установлены: цветографическая схема («шашечки»), фонарь на крыше, желтый цвет машины. А вот насчет таксометров пока ничего не ясно – во-первых, их в ГИБДД еще в глаза не видели и даже не знают, как этот прибор должен выглядеть. А во-вторых, пока не сформирован областной закон о такси, в котором и должны быть прописаны такие существенные мелочи, как вид таксометра.
Депутат Законодательного собрания Иркутской области Борис Басманов, пришедший выслушать таксистов, заверил: в том, что закон Иркутской области до сих пор не принят, ничего страшного нет. До его принятия депутатам нужно как минимум понять, чего хотят сами таксисты и как им можно помочь.
Но времени на раздумья немного: по словам Бориса Геннадьевича, чтобы успеть к 1 января 2012 года, в ноябре 2011 года законопроект должен быть уже вынесен губернатором на обсуждение Законодательного собрания.
Есть у таксистов и другой, более легкий, путь. С 1 января 2012 года будет регламентирован такой вид деятельности перевозчиков, как «оказание транспортных услуг по предзаказу». Для этого вида перевозок никакие «шашечки» и таксометры не нужны. Так почему таксистам не уйти в тень? Многие уже готовят персонал к такому переходу. В некоторых службах хозяева на 200 рублей штрафуют диспетчеров, которые при разговоре с клиентом произносят запретное слово «такси». Нет слова – нет претензий у проверяющих органов! Большинство перевозчиков с такой формой ведения дальнейшей деятельности согласились.
Но председатель некоммерческого партнерства ангарских транспортников (автобусные и маршрутные перевозки – авт.) Светлана Гущенко все же предложила коллегам третий путь. Когда-то закон обязал маршрутных перевозчиков обновить автопарк. Пришло распоряжение – каждому купить столько-то новых автобусов. Началась паника – у людей не было денег. Но выход нашли – средствами помог бюджет города. Может, и таксистам обратиться за помощью? Глядишь, и дадут субсидию на дорогие таксометры.
Главное, что удалось определить на заседании «круглого стола», – сложившаяся ситуация не безвыходная. Решение есть. Нужно совместно к нему прийти. Для того и собирались.