В ангарском дискуссионном клубе «Вторая столица» 17 марта состоялась пресс-конференция начальника управления образования администрации АМО Натальи Белоус и заместителя начальника по экономическим вопросам Татьяны Смирновой. Разговор был на тему «Снижение неэффективных расходов в общеобразовательных учреждениях АМО».
Минус 8 миллионов
По словам Натальи Белоус, проблема неэффективности расходов бюджетных средств в сфере образования Иркутской области возникла в 2009 году. Тогда на заседании областного правительства была озвучена сумма в 6 миллиардов рублей – этих денег хватило бы на повышение зарплаты всем работникам образования на 15-20 процентов. Существует постановление Правительства РФ №322 от 15 апреля 2009 года, где названы критерии, по которым определяется эффективность жизнедеятельности субъектов РФ и предусмотрены механизмы расчета неэффективных расходов. Так, в общеобразовательном учреждении показателями эффективности служит управление кадровыми ресурсами – высчитывается количество учащихся, приходящихся на одного педагога (для Иркутской области – 13 человек) и на вспомогательный обслуживающий персонал (11 человек), а также наполняемость классов (для городской школы – 25 учащихся, для сельской в нашем регионе, где действуют понижающие коэффициенты, – 13 человек). Стоимость обучения одного ребенка известна, вычислить долю неэффективных расходов не составит труда. Согласно этой методике в Ангарском муниципальном образовании в 2009 году 8 миллионов рублей было потрачено неэффективно.
Привели к нулевому знаменателю
Финансирование сферы образования АМО в прошлом году составило 530 миллионов рублей (для сравнения: в 2008 г. – 570 млн, в 2010 г. – 515 млн рублей). Если бы не было предпринято никаких действий по устранению неэффективности, не было бы возможности заплатить работникам заработную плату за ноябрь-декабрь прошлого года. Наталья Николаевна рассказала, какие механизмы по снижению затрат были разработаны. Во-первых, уплотнение классов, приведение количества учащихся к норме: было распущено 32 недоукомплектованных класса. В результате показатель наполняемости поднялся с 24,8 до 25,2 человека. Правда, автоматически уменьшилось количество педагогических ставок, снизилась численность обслуживающего персонала. Во-вторых, в малокомплектных сельских школах (у нас это школы в поселке Цементников, Юго-Восточном, Новом-4, Савватеевке и Одинске) в классах старшего звена, как правило, учится по нескольку человек, а качество образования оставляет желать лучшего. Поэтому, например, для учащихся старших классов Одинска был организован подвоз в школу №25 Ангарска. В отношении савватеевской школы такие меры предпринять невозможно: из-за сложной дороги ГИБДД не дает разрешения на организацию подвоза. Здесь действует другая схема: классы, в которых учится меньше 10 детей, объединяются, как когда-то в советское время. Уроки русского языка и математики у них проходят отдельно, а такие предметы, как ИЗО, труд и физкультура – вместе. Еще одно мероприятие – выведение за штат лишних штатных единиц: в 2009 году вне штатного расписания общеобразовательных учреждений оказались 115 единиц. Снизилась нагрузка на педагогов, но ожидаемого вслед за этим уменьшения заработной платы не произошло: скорее всего, лишние штатные единицы появились за счет совмещения сотрудниками должностей. Такой механизм позволил сэкономить ресурсы и направить высвободившиеся средства на повышение качества образования. Результатами мероприятий, проведенных в 2009 году, стали: 1) отсутствие на нашей территории неэффективных расходов в образовании; 2) восстановление с 1 сентября 2009 года надтарифного фонда в 25 процентов; 3) отсутствие особых проблем с выплатой заработной платы педагогам за ноябрь-декабрь прошлого года.
18+25=?
Несмотря на то, что в 2010 году в целом по муниципалитету неэффективных расходов нет, внутри отдельных общеобразовательных учреждений они остаются. Конечно же, это так называемые малокомплектные школы. Чтобы компенсировать недостающие расходы в 12 таких школах, приходится снимать средства с других общеобразовательных учреждений АМО, тормозя их развитие. Хотя, как утверждает Наталья Белоус, качество обучения в сельских школах не оправдывает вложенных туда денег.
Самый актуальный пример – начальная школа №18 в микрорайоне Новый-4. Там учится всего 40 человек, по закону из бюджета на ее содержание выделяется 700 тысяч рублей, фактически приходится тратить 1 миллион 700 тысяч. В том статусе, в котором школа №18 находится сегодня, она сможет просуществовать до сентября 2010 года, потом нечем станет платить учителям зарплату. Сотрудники управления встретились с жителями 4-го поселка и предложили им три варианта развития событий. Чтобы остаться в существующем статусе, им нужно добрать в школу детей (отпадает сразу, так как первого сентября в первый класс придут только два ученика). Второй вариант – ликвидировать школу и организовать подвоз в ближайшее учреждение образования – школу №25. Вариант, за который выступает управление образования, – сделать 18-ю школу филиалом 25-й. Это позволит значительно сократить расходы на содержание поселковой школы, так как будет уволен весь административный персонал. Дети останутся в своем здании, под присмотром родных учителей, филиал сможет пользоваться ресурсами большой школы. Но родители не в восторге от грядущих перемен, они считают, что делаются первые шаги для ликвидации школы в их поселке, и не идут на контакт с управлением образования. Те же меры ожидают Мегетскую начальную школу, которая присоединится к средней, находящейся по соседству, но там родителей всё устраивает.
В 2011-м
Чтобы вместиться в существующую норму, в будущем – возможно, уже в 2011 году – придется провести преобразования в старшем школьном звене. Количество детей в 10-11 классах сокращается, в большинстве школ АМО их по 50 человек, то есть один десятый, один одиннадцатый класс. А по нормативу в школе должно быть не менее 150 учащихся старшего звена. Таких образовательных учреждений у нас набирается только девять. Разработан проект «Школа старшей ступени», согласно которому учащиеся старших классов будут обучаться в отдельном здании. Это позволит не только снизить расходы, но и обеспечить лучшее качество образования, предоставив каждому выпускнику возможность пройти профильное обучение (в нынешних школах, где можно открыть профильный класс только при наличии 12 желающих в нем заниматься, учесть интересы каждого ребенка невозможно).