Открывая выставку работ Бориса Лебединского, начальник отдела по культуре администрации АМО Елена Кириченко так сказала присутствующим школьникам: «Сейчас вы вряд ли поймете всю значимость этого события. Просто постарайтесь хорошо запомнить все, свидетелями чего вы стали. Пройдут годы, и, быть может, вы по достоинству оцените свою сегодняшнюю встречу с бесценным культурным наследием».
Про бесценное культурное наследие было сказано не ради красного словца. Имя сибирского живописца Бориса Лебединского известно далеко за пределами нашего региона. Его работы находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств имени Пушкина, за рубежом. Большая часть его жизни – творческой и личной – связана с Иркутском. На сегодняшний день в Иркутском областном художественном музее, где художник работал хранителем, есть только шесть его полотен. А самая большая коллекция картин Бориса Лебединского хранится в фондах Ангарского городского музея – более 200. И открывшаяся 29 сентября в выставочном зале экспозиция его графических и живописных работ, приуроченная к 120-летию мастера, еще раз продемонстрировала, какое сокровище принадлежит Ангарску.
Прежде чем рассказать о самом художнике, о его работах, о художественном стиле Лебединского и о том, как коллекция его картин оказалась в нашем городе, позволю себе лирическое отступление. Юбилейная выставка собрала 90 работ Бориса Ивановича. И каждую из них без преувеличения можно назвать – шедевром. Но я пришла на встречу с Лебединским ради одной-единственной картины – «Таёжные дали». Пришла и пропала. Унеслась в родные дали таежного Приленья. Словно не герой картины, а я стою на вершине высокой скалистой горы с тяжелым рюкзаком на спине и с благоговейным восторгом оглядываю бескрайние сопки. Небольшая черно-белая картина, выполненная в технике литографии, каким-то удивительным образом передала дуновение легкого ветра, ощущение головокружительной высоты, усталость путника и полет его души. И в этом – особенность творчества Лебединского, его художественный гений. За простым кроется сложное, понятное и близкое только тебе.
Борис Лебединский родился в 1891 года в городе Луга под Петербургом. Художественное образование получил в Петербургском центральном училище технического рисования барона Штиглица и в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. Его учителями были Рылов и Наумов, Билибин и Матэ, Рерих и Прахов. Еще в годы учебы он активно выставлялся, был секретарем художественно-артистических ассоциаций. В возрасте 26 лет молодой художник решил круто поменять свою жизнь. Оставил блестящую карьеру в северной столице и весной 1917 года переехал в Иркутск, где сразу же активно включился в общественную деятельность. Сибирь вдохновила его и на творчество. Именно здесь он стал зрелым графиком, живописцем, настоящим мастером. Он ездил в научные экспедиции, участвовал в работе Восточно-Сибирского географического общества. Много путешествовал по Байкалу, тайге, бывал на археологических раскопках. И привозил из своих поездок много набросков. В его черновых и завершенных работах нет художественого вымысла – только реализм. Точное отражение окружающего – ни одной лишней черточки, ни одного штриха от себя. Вот как рассказывает о нем ангарчанин Александр Середкин, которому довелось лично общаться с художником на выставках: «Насколько велики его картины, настолько прост был сам мастер. Никакой чванливости, очень общительный, доступный, отзывчивый. Однажды он рассказывал, как пришел к своей манере написания картин. По его словам, в начале он работал в карандаше, всегда держа наготове стирательную резинку. В случае чего исправлял написанное, что-то добавлял. А потом решил отказаться от доработок, писал набело, но не отступая от своих принципов реализма. Он прошел хорошую школу мастерства в дореволюционном Петербурге и следовал приобретенным там навыкам до конца своей жизни».
С 1934 по 1941 годы Борис Иванович жил в Старой Руссе, недалеко от Великого Новгорода. При клубе фанерного комбината он создал изостудию, со временем ставшую показательной. Его ученики участвовали в выставках в Ленинграде и Москве, зачислялись слушателями Академии художеств. Но потом Лебединский вновь совершает поступок, малообъяснимый с точки зрения современников, – он возвращается с семьей в Иркутск и продолжает много писать и выставляться. Он становится хранителем Иркутской картинной галереи, занимает пост председателя Общества художников, организует Первую Всесибирскую выставку, преподает в художественном училище. Одна из его учениц, известная ангарская художница Зоя Лушакова, присутствовала на открытии нынешней выставки работ Бориса Лебединского.
В этот раз в выставочном зале Ангарского городского музея экспонируются лучшие работы мастера из его знаменитого альбома «Байкал». Также можно увидеть уникальные изображения старого Иркутска ХVII и ХVIII веков. Лебединский не был свидетелем этих сцен из жизни сибирского города. Он писал их по свидетельствам старожилов, архивным документам и материалам раскопок. Его полотна обладают необыкновенной исторической точностью. Автор придавал значение каждой детали, не позволяя себе домысливать и приукрашивать. При этом картины Лебединского нельзя сравнивать с фотографией. Снимки, сделанные современной цифровой техникой, грешат плоскостью и одноплановостью. А работы живописца передают объем натуры и несут в себе «эффект присутствия». Созерцающий полотно невольно становится участником пейзажа или рисованного действа, чувствуя и разделяя его атмосферу и настроение героев. Графика и офорт Бориса Ивановича (он был основоположником этой техники рисования в Сибири) до сих пор остаются непревзойденными.
«Многих интересует, как коллекция мастера оказалась в Ангарском городском музее, – говорит заведующая выставочным залом Ольга Новокрещенных. – Борис Иванович умер в 1974 году. Через несколько лет после этого его дочь Наталья Киселева передала нам эти картины (почему наследники художника подарили картины Ангарскому музею, а не Иркутскому художественному, где столько лет трудился Лебединский, – вопрос без ответа – авт.). Часть коллекции осталась в семье. Внучка художника Елена Киселева тоже график, и родственники прекрасно знают художественную и материальную ценность дедова наследства. Ну а 212 работ теперь составляют золотой фонд нашего музея. Мы по праву гордимся этим и приглашаем всех желающих на юбилейную выставку Бориса Лебединского».
При этом каждый ценитель живописи понимает, что такой мастер, как Лебединский, достоин не только персональной выставки к юбилейной дате, но и постоянно действующей галереи. Разговоры о необходимости ее создания в Ангарске ведутся последние 15 лет. Как сказала Елена Кириченко, «для нашего города такая галерея стала бы гордостью, величайшей достопримечательностью». Однако пока об этом можно говорить лишь теоретически. Культура, как известно, на бюджетах всех уровней финансируется по остаточному принципу. Нам с вами остается радоваться, что мы имеем возможность изучать творчество Лебединского по оригиналам.
Выставка на улице Глинки, 25, будет работать до 23 октября – успейте совершить необыкновенную экскурсию в великое прошлое!