В этот 60-летний для Ангарска год на страницах печати появлялось немало публикаций, посвященных истории города. Череду юбилейных материалов продолжает статья ветерана стройки Льва Кинякина. Свой публицистический очерк он посвятил человеку, от которого напрямую зависела судьба нашего города, – министру среднего машиностроения СССР Ефиму Славскому. В годы активного строительства Ангарска он часто приезжал в наш город и лично контролировал вопросы снабжения большой стройки в междуречье Китоя и Ангары. Спустя десятилетия Лев Васильевич вспоминает свои встречи с министром, который был не только большим чиновником, но и человеком с большой буквы.
Строительство города Ангарска со всем его промышленным потенциалом было поручено правительством Министерству среднего машиностроения Советского Союза. Основная заслуга создания в Министерстве среднего машиностроения СССР мощной строительной индустрии принадлежала Ефиму Славскому, который руководил им почти 30 лет. Трудно назвать еще такую отрасль народного хозяйства страны, где был бы внедрен хозяйственный расчет, существовали порядок и экономичность в строительном производстве. В год юбилея города я хочу поделиться личными воспоминаниями о встречах с министром среднего машиностроения СССР трижды Героем Социалистического Труда Ефимом Славским.
Работая в Ангарском управлении строительства начальником управления производственно-технологической комплектации и заместителем начальника строительства по общим вопросам, я имел возможность участвовать в рабочих объездах и совещаниях, которые регулярно проводил Ефим Павлович на строительных площадках Ангарска, Краснокаменска, Саянска, Байкальска.
Главное, что запомнилось в характере Ефима Павловича, – это государственный подход к решению практически всех вопросов. Проблемы, возникавшие у строителей, заказчиков, субподрядчиков, администраций областей, рассматривались лично Ефимом Павловичем, и решения им принимались с позиции государственных интересов, даже не всегда с пользой для Минсредмаша. Принципиальное значение имеет тот факт, что выполнялись они точно в назначенный срок. Этому способствовал огромный авторитет Ефима Павловича в правительстве, в областных организациях и в самом Министерстве среднего машиностроения.
Ефим Павлович обладал отличными организаторскими способностями, профессиональными знаниями, большим жизненным опытом. Все это давало возможность решать задачи, имеющие глобальное значение для всего народного хозяйства страны.
Вне служебной обстановки Ефим Павлович был очень прост, охотно делился своими воспоминаниями. Особенно он любил рассказывать о Конной армии Буденного, где ему довелось командовать взводом разведчиков.
Ефим Павлович в своей повседневной работе много уделял внимания капитальному строительству, которое велось Минсредмашем. Большое значение придавал кадровой политике. Наглядно это можно было видеть на примере Ангарского управления строительства: на всех местах – начиная с начальника строительства и заканчивая мастерами на многочисленных объектах – трудились опытные, высококвалифицированные кадры.
Большими организаторскими способностями обладали руководители строительства – Роберт Зурабов, Сергей Алешин и многие, многие другие. На строительстве работал мощный инженерный корпус: главные инженеры, заместители главных инженеров, начальники отделов управления и подразделений – специалисты очень высокого класса, прекрасно знающие и любящие свое дело.
Огромное значение имели регулярные визиты Славского в Ангарск с 1957 по 1985 годы. На рабочих совещаниях министр проводил обстоятельные разборы состояния дел на строительстве объектов АЭХК, АНХК, других предприятий города и жилых зданий. Его личное участие в сочетании с такими факторами, как своевременное финансирование, грамотное проектирование, четкое обеспечение необходимыми ресурсами, давало возможность ангарским строителям вовремя вводить в эксплуатацию объекты промышленности, жилья и соцкультбыта в Ангарске, Краснокаменске, Зиме, Саянске, Байкальске, Иркутске.
Лев Кинякин, ветеран Ангарского управления строительства