В четверг, 6 октября, в 10.00, в Автоколонне 1948 были построены водители и автобусы. Началась война!
К счастью, учебная. Как рассказал организатор учений – консультант по мобилизационной работе министерства жилищной политики, транспорта и связи Иркутской области Валерий Чубуков, эти учения приурочены к созданию на базе ОАО «Автоколонна 1948» армейской войсковой автоколонны 1948 РС О1.
Формируется это подразделение на случай войны согласно постановлению правительства, номер которого не подлежит разглашению. Из 72 автобусов ангарской автоколонны в случае начала военных действий сформируют санитарную роту третьего состава. Машины специальным образом переоборудуют за 6 часов (именно такой срок устанавливает воинский норматив), перекрасят в зеленый защитный цвет и отправят на пункт сбора. Найдется работа и для остальных 228 автобусов малой и средней вместимости – они будут эвакуировать мирное население.
Кстати, подобные действия регламентированы не только на случай войны, но и в мирное время – при ликвидации последствий техногенных аварий. Последняя тема Ангарску близка. И хотя некоторые водители тихонько шутили: вон, мол, в Чернобыле три дня людей не эвакуировали, ждали «пока рак на горе свистнет», – к учениям все подошли серьезно.
Организаторы учений уверены: как в Чернобыле не будет. Хотя бы потому, что сейчас есть сотовая связь и Интернет, благодаря которым известить об аварии население можно за очень короткое время. И хотя эвакуироваться за этот же срок не получится, нескольких часов на переоборудование автопарка и вывоз людей из города должно хватить.
Водители-военнообязанные ознакомились с тем, как должен измениться транспорт за положенные 6 часов. Вместо кресел в «преображенных» автобусах должны быть установлены два яруса носилок для раненых. У некоторых автобусов впереди есть специальная дверца для подачи носилок (от нее в салон идут рельсы).
По нормативу один человек должен в случае приказа переоборудовать автобус за 6 часов, полностью удалив сиденья и установив носилки и прочее оборудование, хранящееся на складе предприятия. На двоих времени отводится вдвое меньше – 3 часа. А если работать водители будут втроем, то автобус положено переоборудовать за полтора часа! Мужики вздохнули: попробуй-ка вырви сиденья, которые уже лет 20 стоят, они поди уже вросли в пол!
Но война есть война. Сказали вырвать – вырвем. Сказали перекрасить – перекрасим. И еще от врага отобьемся. Про это на учениях тоже не забыли. Водителей военизированной колонны вывезли на полигон в Стеклянку, где они поражали учебные мишени из автомата Калашникова.
Откуда у водителей опыт обращения с оружием? Все просто. В военизированное подразделение отобрали тех работников, которые прошли службу в армии и умеют держать оружие. Именно им в случае начала войны грозит экстренная мобилизация.
Как рассказал Валерий Чубуков, гордиться нам есть чем, однако ангарская колонна – вовсе не единственная в области. Всего на территории региона 5 предприятий, которые превратятся в автоподразделения в случае войны или техногенной аварии.
Кстати, одна из колонн – иркутская 1258 – уже была задействована в реальных спасательных мероприятиях. Когда в Иркутске на дом рухнул самолет «Руслан», автобусы военизированной санитарной колонны 1258 вывозили из зоны катастрофы раненых. Справились с работой хорошо. Надеемся, и наши не подведут. Но лучше бы у автобусов не было повода «перекрашиваться»...