На очередном заседании городской Думы при обсуждении последнего вопроса повестки случился скандал. Депутат Моляров огласил содержание документов, за которые городской администрации, видимо, как-то придется объясняться. Можно, конечно, проигнорировать единичное депутатское мнение, другое дело – факты, против которых, как говорится, не попрешь.
А факты нехорошие. И связаны они с самой затратной и любимой руководством города Ангарска статьей бюджетных расходов. Из почти миллиардного городского бюджета на статью «Благоустройство» все последние годы выделялись немалые средства. Как и на что они расходовались и кем выполнялись эти работы? Для ответа на эти вопросы необходим небольшой экскурс в историю.
Для выполнения работ по собственно городскому благоустройству в Ангарске существовало специализированное предприятие – ДРСУ. С обученным штатом, техникой, опытом. Когда параллельно этому муниципальному предприятию вдруг зачем-то создали муниципальное казенное предприятие (МКП) «Благоустройство», люди сведущие объяснили это клонирование так: пошел отмыв. Ведь на то оно и благоустройство, чтобы отмывать все, что нужно: и дороги, и не только дороги.
МКП не обязано проводить конкурсы (в соответствии с действующим законодательством, по крайней мере, до 1 января 2012 года). Загоняешь на него денежки из бюджета в больших количествах – а дальше предприятие распоряжается: своими силами объем работ выполнять либо привлекать подрядчика и далее субподрядчика. Водоканал, например, или ДРСУ.
Отношения между руководством города и МКП «Благоустройство» сложились нежные: в иной семье единственное чадо так не холят, не балуют, как город любит свое казенное детище. Судите сами: постановлением №461 от 12.04.2010 г. глава города Леонид Михайлов утверждает на 2010 год «для муниципального казенного предприятия города Ангарска «Благоустройство» норматив накладных расходов для выполнения работ по зимнему и летнему содержанию автомобильных дорог города Ангарска в размере 120 процентов». Контролировать исполнение этой аппетитной суммы поручено первому заму главы Вадиму Семенову. Постановление датировано 12 апреля 2010 года. Вы помните весну прошлого года? Еще свежи в памяти все непечатные отзывы горожан – пешеходов и особенно автомобилистов – по поводу того, что творилось прошлой зимой на дорогах города. Какой толщины были накаты, сколько машин побилось в ДТП, как трудно было старикам переходить улицы...
Но все неприятности когда-нибудь заканчиваются. Слава богу, наступила весна, снег бесплатно растаял, как-то отступили на задний план и негативные эмоции по поводу безобразного зимнего содержания дорог. Про то, в какую сумму обошлось оно бюджету, про 120 процентов накладных расходов «Благоустройству» городские власти публично не трубили, население этим раздражителем не драконили. Прошло полтора года, и информация просочилась…
Оглашенные на заседании Думы документы очень хорошо объясняют, почему мы имеем то, что имеем. Будь у нас реальная конкуренция, мы могли бы получать услуги по содержанию дорог за гораздо меньшие деньги.
Та же петрушка и по санитарной очистке города – и в 2010, и в 2011 годах. Почувствуйте разницу: по актам выполненных работ №№44, 104, 134, 193, 259, 312, 361 (за январь-июль 2011 г.), принятых администрацией города Ангарска у МКП «Благоустройство», суммарная стоимость работ составила 11,662 млн руб. Те же виды работ, произведенные организациями, получившими данный заказ на аукционе, выполняются по другим расценкам. Их общий объем за первое полугодие 2011 г. составляет всего 1,075 млн руб.
Если рассмотреть объем финансирования МКП «Благоустройство» через субсидию за первое полугодие 2011 г., показатели по бизнес-плану, представленному директором МКП, суммарно составляют 98,888 млн руб. При применении аукционных расценок сумма составила бы 43,95 млн руб. Экономическая выгода для бюджета города Ангарска могла получиться почти 55 млн руб. И это только за полгода!
За тем, насколько эффективно расходуются бюджетные средства, должны cледить контрольно-счетные органы. С тех пор как из городской КСП выдавили Светлану Кажаеву, беспристрастно и глубоко зреть в корень происходящего, похоже, стало некому. Иначе проверяльщики углядели бы в схеме «МКП – подрядчик – субподрядчик» слабое звено. Казенное предприятие, получая заказ без аукциона на очень заманчивую сумму (она завышается в разы), привлекает подрядчика. Например, фирму-однодневку. У которой ни своего штата, ни нужной техники. Деньги загоняются на счет. А собственно исполнителям заказа – субподрядчикам – от этих сумм перепадают лишь жалкие крохи.
Отгадайте с трех раз, в чьих карманах осела разница?
В недрах правоохранительных органов, которые еще недавно занимались раскрытием преступлений в сфере налогов, хранятся весьма любопытные документы. Цитирую из одного такого заключения:
«Согласно рапорту оперативного сотрудника, МУП «Водоканал» в своей финансово-хозяйственной деятельности в период 2008-2010 гг. осуществляло перечисление денег на расчетные счета следующих предприятий, имеющих признаки фирм-однодневок: ООО «СтройГарант», ООО «Монолит», ООО «Строительная теплоизоляционная компания», ООО «Байкал-Инвест», ООО «Импульс», ООО «Спектр» – с целью необоснованного занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и необоснованного завышения налоговых вычетов по НДС. В ходе проведенного анализа движения денежных средств по расчетным счетам МУП «Водоканал» и расчетному счету ООО «СтройГарант» выявлено следующее: на расчетный счет ООО «СтройГарант» в течение 2010 г. МУП «Водоканал» перечислило денежные средства в размере 12943926 руб., в т.ч. НДС 1974497 руб., с формулировкой платежа «за выполненные строительно-монтажные, ремонтные работы».
На каждую прочую названную выше фирму-однодневку также были переведены конкретные суммы как за строительно-монтажные и ремонтные работы, так и за материалы и оборудование. Далее из заключения:
«Всего на расчетные счета данных предприятий МУП «Водоканал» в течение 2008-2010 гг. перечислило денежных средств в размере 35350126 руб., в т. ч. НДС составил 5392392 руб. При анализе налоговых деклараций по НДС за 2008-2010 гг. установлено, что за данный период МУП «Водоканал» произвело начисление НДС к уплате в бюджет в размере 153029508 рублей... Размер заниженного НДС (по причине необоснованного завышения налогового вычета по НДС) должен составлять не менее 15,5 млн руб. (более 10 процентов от сумм НДС, полагающихся к уплате в бюджет). На данном этапе проверки предполагаемый размер НДС составляет 5,3 млн руб. – менее 10 процентов от сумм, полагающихся к уплате в бюджет».
Будет ли дан ход этому документу, будут ли запрошены выписки по расчетным счетам названных ООО с целью установления дальнейшего движения денежных средств МУП «Водоканал», перечисленных на счета данных предприятий? Сомневаюсь. Как и в том, что будет установлен факт наличия взаимозависимости с руководством Водоканала. Фирм-однодневок, с которыми работало МУП, может оказаться на самом деле еще больше. Только разбираться с этим, похоже, некому.
Репутация ООО «Спектр», ООО «Байкал-Инвест», ООО «Строительная теплоизоляционная компания» весьма сомнительная. ООО «Спектр», например, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска с 09.10.2007 г. Последняя отчетность представлена 28.01.2010 г. Руководителем организации является Евгений Хоружий. Из протокола его допроса следует, что никакого отношения к зарегистрированным на его имя организациям он не имеет. Подписывал документы за вознаграждение.
ООО «Байкал-Инвест» состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска с 14.11.2007 г. Последняя налоговая отчетность представлена 06.02.2009 г. Руководителем является Денис Фукс. Согласно протоколу допроса Фукс осенью 2007 г. терял паспорт, который позже вернули. Бухгалтерские и налоговые документы организации не подписывал.
ООО «Строительная теплоизоляционная компания» состоит на налоговом учете в ИФНС России по Центральному району г. Красноярска. Руководителем организации является Рашид Юсупов. Согласно протоколу допроса Юсупов руководителем организации не являлся, к финансово-хозяйственной деятельности отношения не имеет.
Вот с такими замечательными контрагентами имеет дело наш Водоканал. И чего народ возмущен нормами потребления холодной воды и нормативам? Платите, граждане, и не беспокойте глупыми вопросами.
И еще одна занятная схема, в которой заказчиком выступает МУП «ДРСУ», а подрядчиком – ООО «Химстройпроект» и ООО «АнгарскБетон». Речь идет о капремонте внутриквартальных проездов. В справках отражена стоимость выполненных работ и затрат за август-октябрь 2010 г., речь идет о немалых суммах – 4,804 млн руб. Справки подписаны директором МУП «ДРСУ» Сергеем Усачевым и подрядчиками – директорами названных ООО. У обоих ООО нет ни материальной базы, ни персонала. Кто именно и за какие деньги, а главное, с каким качеством ремонтировал внутриквартальные проезды в 10, 15, 22 микрорайонах, в 59 квартале и в деревне Зуй (ул. Трактовая)? Ответа депутаты не услышали. Как и внятных комментариев администрации города – сказать было нечего ни главе города Леониду Михайлову, ни его заму Дмитрию Чернышову.
Завершая свое выступление, докладчик депутат Моляров предложил создать с целью проверки деятельности МКП «Благоустройство» и всего, что связано с его финансово-хозяйственной деятельностью, группу, в которую бы вошли и депутаты Думы, и работники КСП, и другие компетентные специалисты. На что 15 депутатов своего согласия не дали. А потому городская Дума большинством голосов постановила: МКП проверить, но потом, когда время будет, ближе к Новому году. И проверять будет только КСП, потому как специалисты.
Пока суд да дело, глядишь, и выборы наступят, и никто так и не ответит и не вернет в казну убежавшие из нее денежки. Выносить финансовый сор из городской избы большинству депутатов и администрации, без сомнения, не хочется. У их коллег из Ангарского муниципального образования – противоположная позиция. Население должно знать, насколько эффективно народные избранники расходуют бюджетные деньги.
Ирина Сутырина,пресс-служба АМО