Приезда руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ в зале заседаний администрации Ангарска ждали с нетерпением. 5 октября, в профессиональный учительский праздник, директоров и представителей ангарских школ собрали здесь на встречу с главой Рособрнадзора Любовью Глебовой. Прибытие в город государственного деятеля такого уровня – редкость, поэтому, несмотря на более чем получасовое опоздание высокой гостьи, зал никто из собравшихся не покинул.
Любовь Николаевну сопровождали министр образования Иркутской области Виктор Басюк, руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Александр Костин, начальник управления образования администрации АМО Лариса Лысак и другие чиновники от иркутского и ангарского образования.
Директорам ангарских образовательных учреждений чиновница из Москвы показалась весьма демократичной. Не откладывая в долгий ящик, она заявила, что результатом подобных поездок должна стать информация, «в каком месте болит». «Ведь вы каждый день живете в том, для чего мы лишь создаем нормативную базу», – пояснила свою позицию Любовь Глебова.
По ее словам, сейчас государственная политика по отношению к общему образованию находится в стадии, когда очень многое заявлено и происходит процесс осмысления заявленного. Причем над этими заявками думают как те, для кого они предназначены, так и те, кто их делал. Поэтому у педагогического сообщества не может не быть вопросов – хотя бы по поводу последних «новинок»: новой системы оплаты труда и новых образовательных стандартов.
Но, судя по всему, нашим школьным руководителям было все понятно: вопреки ожиданиям, града вопросов с их стороны не последовало. Разговор плавно перешел на механизмы совершенствования единого государственного экзамена. Любовь Николаевна предупредила, что, раз статус ЕГЭ как основной формы проведения государственной (итоговой) аттестации учеников закреплен законом «Об образовании», вряд ли здесь имеет смысл вести дискуссию, хотя внести изменения и дополнения с учетом региональных особенностей сдачи ЕГЭ никогда не поздно.
Глава Рособрнадзора рассказала собравшимся о своем взгляде на государственный экзамен. Она является противницей установившегося мнения, будто результаты ЕГЭ являются показателем профессиональных достижений учителя. Как бывший учитель русского языка и литературы, Любовь Николаевна хорошо знает, что «тройка» одного ученика может быть гораздо большей заслугой педагога, чем «пятерка» другого. Деятельность учителя должна оцениваться по другим показателям. А ЕГЭ всего лишь инструмент независимой оценки усвоения образовательных программ обучающимися.
По словам Любови Николаевны, важнейшей проблемой сегодня является система оценки качества образования. В связи с этим Рособрнадзор в 2012 году планирует пригласить к сотрудничеству Иркутскую область, предложив создать на ее территории одну из площадок независимого центра оценки уровня образовательных учреждений. Упомянула гостья и о так называемом «зарплатном проекте» правительства Российской Федерации, связанном с «дотягиванием» зарплаты учителей до средней в экономике по регионам. В этом случае, по ее словам, рост заработной платы учителя составит не менее 30 процентов, но – в строгой зависимости от качества обучения.
– Недостатки, на которые нам сегодня указывают как на проблемы, мы готовы и будем решать, – так завершила свое выступление Любовь Глебова, еще раз уверив руководителей учреждений образования Ангарска, что создание образовательной модели в стране – дело профессионалов, тогда как функция чиновников – организовать возможность обсуждения и утвердить его результаты.