Во вторник, 18 октября, в Автоколонне 1948 произошло массовое убийство... автобусов. Пятнадцать ПАЗиков, ЛИАЗов, ЛАЗов и «таджиков» поставили в нестройный ряд и по одному стали направлять на утилизацию.
Выглядели автобусы как-то по-человечески грустно. Вот, мол, отжили свой век. Пора... Хотя по датам производства и не скажешь – на утилизацию идут машины 1989-1995 годов. Им, простите, еще жить и жить! Почему же сразу «в морг»?
Как сказал генеральный директор ОАО «Автоколонна 1948» Сергей Шарков, решиться на «убийство» автобусов его вот уже который год заставляет нерентабельность садоводческих маршрутов, на которых эти автобусы работают. «В прошлом году по дачным дорогам мы разбили 20 автобусов из 70. Их уже утилизовали. В этом году показатель чуть лучше – 15 автобусов. Причин две – перегрузка и чудовищное состояние дорог», – рассказал Сергей Шарков.
В том, какие у нас садоводческие дороги, все желающие могли убедиться наглядно – в гараже до основания разбирали ЛиАЗ. В принципе, неплохой. И даже перед дачным сезоном нынешнего года покрашенный веселой голубой краской. Но... как-то он «пузом» на земле лежит. И задней части почему-то нет. Разобрали? «Оторвали, – вздыхают слесари. – Ехал перегруженный на задней площадке, пружины до земли просели. А тут – камень здоровенный! Ну, «зад» и оторвался... Кузов по швам, двигатель (он здесь сзади) на дорогу вывалился, двери заклинило, а внутри люди. Еле вытащили всех, а потом его, бедного, до гаража с вываленными внутренностями тащили...»
Рядом на боку лежит еще один бедняга. От него уже фактически один кузов остался. Между прочим, практически целый и совсем не ржавый, хотя возраст у «таджика» немаленький – ему 22 года. «Он еще три дня назад ездил, – рассказывает Сергей Шарков. – И еще бы лет 10 при хорошем уходе жил. Но ремонтировать не на что. Приходится утилизовывать».
Только из-за этого? Да, уверен директор автоколонны. Администрации области и района до сих пор не рассчитались за дачный перевозочный сезон. На ремонт автобусов, по словам Сергея Шаркова, нет ни копейки. А за их утилизацию заплатят. Металл примут в «Чермете», все сохранившиеся агрегаты пойдут на запчасти для таких же машин, которые еще держатся на ходу. Нормальный деловой подход. Тем более что рядом стоят ухоженные, чистенькие, новые члены автопарка – автобусы «ДЭУ». Ездят по спецмаршрутам, возят работников АНХК, завода полимеров, «Невской косметики». За проезд своих сотрудников предприятия без проволочек платят, значит, будет этим машинам и ремонт, и уборка.
Что же ждет дачные автобусы, с которыми «по-деловому» никак не получается? Невооруженным глазом видно – если техника будет приходить в негодность и уничтожаться такими темпами, то уже через пару лет предприятию будет просто не на чем возить садоводов. И, похоже, в автоколонне вздохнут с облегчением. «Дачные перевозки для нас убыточны, и каждый сезон начинается скандалом, – говорит Сергей Шарков. – Так зачем нам их продолжать?»
Увы, социальные структуры ежегодно обращаются к Автоколонне 1948. Ведь только здесь есть техника большой вместимости и достаточно большой автопарк. Дальнейшая логика ясна как день. Не будет этого автопарка – что будет с дачниками? Директор автоколонны видит в нынешней ситуации только одно решение – пусть власть компенсирует дачные перевозки.
Будут деньги? Тогда автобусы ждет не «убийство», а ремонт. Ну а пока стоят они, несчастные, в предсмертной очереди. Совсем как люди. Выброшенные на обочину жизни...
P.S. Найдутся ли деньги на спасение автобусов? Читайте об этом в следующем номере.