В среду, 24 марта, в зале заседаний администрации состоялось совещание по результатам комплексной проверки Ангарска, которой занималась специально созданная рабочая группа из представителей нескольких министерств и правоохранительных органов области. Это был второй приезд губернатора Дмитрия Мезенцева в наш город. Его ждали и, по национальной традиции, на что-то надеялись. Вот приедет барин, барин нас рассудит. В принципе, люди ждали не политшоу про заботу о народе с губернатором в роли солиста – ангарчанам нужны были конкретные результаты. Строгий спрос с ангарских чинуш. Вторая задача – вытащить народ из петли коммунальных платежей. Это то, чего хотели. А что получили? «По предварительным оценкам...» Юрий Параничев и Петр Воронин озвучили служебную записку на имя губернатора о материалах «проверки рабочей группы по изучению сложившейся ситуации и рассмотрению обращений граждан в Ангарском МО и МО город Ангарск». Выводы и рекомендации начинаются очень значимым словосочетанием – «по предварительным оценкам». В ком не уверены областные проверяльщики и почему? Как понимать их выводы о завышении нормативов потребления отопления (10-15 процентов), горячей воды (20), холодной воды и водоотведения (20-25)? Как приблизительные, вероятные и необязательные? Ответ на этот вопрос ангарчане узнают позже, когда пройдут сроки, отпущенные на снижение нормативов. Что еще выявила рабочая группа? Кадастровый учет земельных участков под 218 многоквартирными домами проводился за счет средств бюджета города, то есть в нарушение федерального закона. Способ управления управляющими компаниями реализуется не в полном объеме (речь идет о сборе платежей), форма платежного документа не соответствует требованиям правил. Выявлены случаи, когда управляющие компании берут с собственников жилья за коммунальные услуги по нормативам, а с ресурсоснабжающими организациями рассчитываются по показаниям общедомовых приборов учета. Чтобы устранить эти явления, местным властям отведены конкретные сроки. Отдельно сказали о выводах и рекомендациях службы государственного жилищного контроля и строительного надзора области. Что касается реконструкции зимнего стадиона «Ермак» – полный комплект проектной документации в службу до сих пор не представлен. Выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, строительных норм и правил. Не обеспечена безопасная эвакуация зрителей из зала вместимостью 6910 человек, не обеспечена необходимая огнестойкость строительных конструкций, зал с ледовым полем не отделен противопожарными стенами от других помещений. Изменен ряд проектных решений – дорогой негорючий утеплитель кровли заменен на дешевый горючий; вместо противопожарных стен – перегородки из гипсокартона и т.д. «В связи с бездействием администрации г. Ангарска по устранению выявленных нарушений при реконструкции... служба направила обращение в прокуратуру г. Ангарска для принятия мер прокурорского реагирования к администрации города...» До сих пор не представлена проектная документация на строительство перинатального центра (блок Г) и не подтверждена агентством государственной экспертизы. Много претензий к деятельности управляющих компаний. Нет реальной конкуренции. Ими не выполняются решения суда о незаконном повышении с 1 июня 2008 года платы за ремонт и содержание жилья на 18 процентов. Формы отчетов о расходовании платы, собранной с жильцов, – необъективны и недоступны. Выявлены приписки и завышенный тариф на уборку придомовых территорий, нарушение порядка вывоза ТБО. У жителей нет возможности контролировать расходование средств, собранных с них за ремонт и обслуживание. Что касается тарифов на содержание и ремонт жилья, постановление главы города об их повышении приостановлено до 1 мая, чтобы жильцы многоквартирных домов на общих собраниях определили размер платы. Служба по тарифам Иркутской области в марте 2009 года провела проверку законности установления тарифов на холодное водоснабжение, водоотведение и очистку стоков. Выводы: превышение предельных индексов максимально возможного изменения. Предписание службы глава Ангарска Леонид Михайлов проигнорировал. Мало того, подал иск в арбитражный суд и проиграл его. В результате с населения за 10 месяцев незаконно получено более 16 млн руб., в том числе водоканалом – 8,123 млн руб. Кроме того, не соблюден период действия досрочно пересмотренных тарифов – их нельзя повышать чаще раза в год. Для ангарчан Леонид Михайлов и заинтересованные лица решили этот вопрос оперативно – за 2 месяца. Свои рекомендации дали также министерство имущественных отношений, агентство государственной экспертизы и строительства, служба архитектуры Иркутской области. Главному управлению внутренних дел пришлось отвечать по следующим громким ангарским скандалам: банкротство МУП «ПЖРЭП» (хищение имущества данного предприятия в особо крупном размере), проверка МУП «Жилсервис» (в отношении руководителя А. Зыкова возбуждено уголовное дело по сокрытию денежных средств), незаконное изъятие из хозведения МУП «ДРСУ» и передача в МКП «Благоустройство» 28 единиц техники и т.д. (проверка продолжается, устанавливается сумма ущерба), по МУП «Ангарский трамвай» (строительные работы по демонтажу и реконструкции контактной сети) – в действиях М. Алехиной, начальника ДУМИ, усматриваются признаки состава преступления по ч. 1 ст. 286 УК РФ, директора МУП «Ангарский трамвай» А. Погодина – по ч. 1 ст. 201 УК РФ, директора ООО «АрхиДомСтрой» С. Тумашова – по ч. 4 ст. 159 УК РФ и др. Последний вопрос служебной записки – об изменении статуса нашего муниципального образования – может ли Ангарск стать городским округом. Юристы подтвердили – может. Время позволяет. Вопрос можно решить проведением референдума. Мумия возвращается В целом выводы областной комиссии о состоянии дел в сфере ЖКХ в Ангарске были сделаны неутешительные: прозрачности нет, конкуренции нет, все пущено на самотек. А когда-то... В этом месте губернатор сделал заявление, от которого большинство присутствующих онемело. Дмитрий Мезенцев предложил помочь решить этот вопрос приехавшему на совещание Евгению Канухину: «С вашим-то уникальным опытом...» Евгений Павлович, ободренный такой презентацией, не растерялся и буквально запел, как три года назад на предвыборке. В воздухе густо запахло политическим нафталином. Ода самому себе была все о том же: как хорошо в Ангарске было до осени 2007 года, о фасадах, о пилотах – флагманах перестройки ЖКХ, о разрушенном городе, который достался в 2002 году в наследство новой власти, о главной «заслуге» команды – договоренности с энергетиками. Нет нужды пиарить Евгения Павловича. Есть ведь и другое восприятие тех давних времен и событий. Вспомним год 2002-й, 2003-й. Пришедшая к власти команда соображает, как именно нужно хозяйствовать в городе. Что делать с долгами перед «Ируктскэнерго», висящими на муниципальных жилищных организациях? Энергетики угрожают: не рассчитаетесь – не дадим тепло. И тогда жилищные организации начали ликвидировать, предварительно выводя их активы. Энергетики сообразили, к чему это приведет – с такими должниками нет смысла судиться, взять с них нечего. Тогда они пошли на переговоры с городскими властями (в процессе принимал личное участие Евгений Павлович). Те от долгов не отказывались, платили чем могли – векселями, рассрочкой, брали кредиты. Но этого было явно недостаточно. Переговоры шли долго, но их участники все же договорились. Из ниоткуда появилась вдруг АТСК, но главное – резко выросли тарифы на тепло и горячую воду и нормативы потребления. Раньше они были соотносимы с квартплатой, теперь стали составлять львиную долю коммунального платежа. Город и его население загнали в многолетнюю кабалу перед энергетиками и завышенными тарифами, и нормативами, в которые впихнули все, в том числе и теплопотери в сетях и монополистическую жажду суперприбылей. Это к истории вопроса, на который у Евгения Канухина своя, очень удобная для него версия... Ангарчане надеялись, что все это в прошлом. И вот на тебе! Дмитрий Мезенцев, не моргнув глазом, бросает в помощь ангарскому ЖКХ Евгения Павловича. Тот бодро заявляет, что готов трудиться для Ангарска с утра до вечера, не покидая зала администрации. Но почему тогда в декабре 2007 года большинство ангарчан свой выбор сделало не в его пользу? Неужели новый губернатор этого не знает? С его-то призывами слышать народ, не быть социально глухой властью! Если бы область на самом деле пеклась о благе простых людей, вместо разговоров на эту тему она могла делом доказать свою заинтересованность в стабильности. Обязать Леонида Михайлова (а не рекомендовать ему) привести нормативы в соответствие с законными требованиями, отменить все незаконные постановления об увеличениях тарифов на услуги ЖКХ. И не тянуть это до июня. Жертвенный ягнёнок от главы города Среди обещаний о том, что же Леонид Михайлов намерен предпринять, чтобы улучшить ситуацию в городе, в частности, в сфере ЖКХ, одно решение прозвучало весьма определенно – глава города объявил о том, что он отправил в отставку своего заместителя Ольгу Шаповалову. Почему Шаповалову? Видимо, потому, что ею пожертвовать ничего не стоит. Не наша и не ваша. Правда, от главы города ангарчане ждали еще кадровых решений. Но Леонид Георгиевич с размахом пожертвовал пешкой... Кто ответит Депутат Владимир Жуков задал вполне резонный вопрос: где результаты расследований по преднамеренным банкротствам МУПов, серым схемам увода муниципальных средств из местного бюджета, которые продолжаются до сих пор... Зампрокурора области Андрей Некрасов, бывший прокурор города, пояснил, что не нужно выдавать желаемое за действительное: восприятие на слух материалов о якобы коррупции в городе – это совсем не то, что окончательный вывод в работе с имеющимся компроматом. Кому на Руси жить хорошо? Закруглила совещание депутат городской Думы Ирина Сафронова. Она не очень внятно, но убежденно заявила, что, в общем-то, в Ангарске жить хорошо. Кому, не уточнила...