Недавно отмечали свой профессиональный праздник работники дорожного хозяйства. В Ангарске эту отрасль представляют два специальных предприятия. ДРСУ – муниципальное унитарное предприятие. Работает давно, знавало лучшие времена, сейчас медленно, но верно загибается. «Благоустройство» – молодое муниципальное казенное предприятие.
Как живут-могут сегодня эти два предприятия, которые по своим уставным задачам должны строить, ремонтировать и содержать автомобильные дороги?
Ситуация в ДРСУ за последний год мало изменилась. Разве что объема работ прибавилось. До наступления холодов вряд ли удастся завершить работы на всех объектах, где «Иркутскэнерго» ремонтировало теплосети (именно это предприятие сейчас дает ДРСУ заказы). Работы очень много, есть объекты, графики по которым уже на месяц задерживаются. Но сделать все, что хотелось бы, в срок не получается. Директор пеняет рабочим: вы не можете выполнить объемы работ. И правда не могут. А причина банальна – нет техники. Ни асфальтоукладчика, ни катка, который пригоден для работы на внутриквартальных проездах (в ДРСУ есть большие катки, которые используются на строительстве автотрасс, – авт.). Эта техника есть у клона-близнеца – МКП «Благоустройство». Когда там она свободна, ее берут в аренду по завышенным расценкам. Завышенным в сравнении с другими подрядными организациями – мелкими предприятиями, которые также занимаются ремонтом ангарских дорог и сдают свою технику в аренду. У них, мелких фирмочек, которыми владеют предприимчивые ребята с Кавказа, есть все: и асфальтоукладчики, и катки, и виброплиты, и прочая техника и оборудование. А вот специализированное предприятие уже не первый год живет в статусе бедного родственника. Немаловажная деталь: «Благоустройство» сдает в аренду ДРСУ технику, которая совсем недавно принадлежала ДРСУ. Причем долги «Благоустройства» перед предприятием-родителем на сегодня составляют более 10 млн руб. Умеют ребята вести хозяйство и эффективно распоряжаться имуществом!
Одно утешает: по официальным признаниям, ДРСУ единственное МУП, работающее с прибылью. Небольшой, но все же. Если есть прибыль, почему зарплата у работяг нищенская? 13 тысяч рублей «грязными» для дорожного рабочего – позор. Такая зарплата здесь была лет 7-8 назад. И за это время она вполовину обесценилась, ее съела инфляция. На вопрос «почему?» нынешний директор ДРСУ отвечает стандартно: объемы не выполняете. И продолжает свою политику, благословленный администрацией города. В ДРСУ по-прежнему сокращают работников. Последняя партия на заклание – 14 сотрудников. Из 76, оставшихся по штату. При сокращении числа рабочих управленческий штат все так же сыто-пухлый. Ну как тут не заподозрить, что основной целью хозяйствования является уничтожение ДРСУ как муниципального предприятия?
Не лучше обстоят дела и в «Благоустройстве». Но в отличие от ДРСУ, где людей сокращают, люди оттуда сами бегут. За последние 3 месяца коллектив покинули 9 классных специалистов – водители, механизаторы спецтехники, начальник ПТО, лучший начальник дорожно-ремонтного участка. Прежде чем уволиться, люди ждали. Они надеялись, что снова, как летом 2010 года, начнут получать достойную зарплату за свой нелегкий труд. Не дождались. Сегодня в «Благоустройстве» средняя зарплата такая же нищенская, как в ДРСУ. Для особо строптивых – тех, кто не дает согнуть себя в три погибели, – устраивают «отдельные» условия труда. Это когда месяцами держат на тарифе и не дают работать. Тогда человек на руки получает не тринадцать тысяч, а, например, семь. Исключительно в усмирительных целях. Чтобы не писал писем в комиссию по трудовым спорам, в прокуратуру или главе города. Хотя последние адресаты все равно не отвечают.
Работники МКП «Благоустройство» не сразу взялись за написание писем. Они ждали. Между тем зарплата падала, доходы предприятия съедала убыточная аренда техники, принадлежащей сторонним организациям (сыну одного из тогдашних руководителей департамента), которую к тому же гоняли по объектам полупустой. Принадлежащую предприятию технику – сначала МАЗ, затем новый КамАЗ, полученный по федеральной программе, – распоряжением городского руководства отдали кладбищу «Березовая Роща». Через несколько месяцев МАЗ вернулся, ремонтировать его пришлось работникам ДРСУ. КамАЗ, видимо, простили. Об этих и других фактах было сказано в письмах наверх. Ответа до сих пор нет. И ситуация на предприятии к лучшему не меняется. Его руководитель ведет себя с коллективом как медведь на воеводстве. Народ потихоньку плющат. С 10 октября 2011 г. часть коллектива переведена на четырехдневную рабочую неделю (людей в принудительном порядке заставляли писать заявления, тем, кто отказывался, угрожали увольнением). На предприятии не заключен коллективный договор с работниками, отсутствует профсоюз.
Вот так и живут строители и хранители наших дорог, так здравствуют предприятия, через которые прокачивается пятая часть городского бюджета. Свои квалифицированные кадры держат на голодном пайке, при этом деньги, выделяемые на строительство и ремонт автодорог, утекают в неизвестном направлении.
Ирина Сутырина,пресс-служба администрации АМО