С их последней встречи прошел почти год, и в гостеприимном зале библиотеки, где собираются члены клуба по интересам «Кругозор», гостей из Иркутска ждали с нетерпением. Встреча со старыми друзьями началась с песен на стихи Раисы Лобацкой, исполненных под гитару ее подругой, соавтором и композитором Натальей Андриановой.
В этот вечер писательница, поэтесса, фотохудожник, заведующая кафедрой геммологии ИрГТУ доктор геолого-минералогических наук профессор Раиса Лобацкая провела в библиотеке презентацию своей новой книги, созданной в соавторстве с иркутским фотохудожником Александром Князевым. На этот раз вниманию почитателей ее талантов был представлен плод научных изысканий Раисы Моисеевны: книга «Кольцо Прометея» рассказывает о ювелирном искусстве Иркутска.
Привыкнув оценивать художественные призведения Раисы Лобацкой, публика не могла не признать, что и в своей профессии она остается художником. Книга большого формата (весящая, кстати, 2 килограмма) с яркими цветными иллюстрациями больше похожа на фотоальбом. Только объектом внимания фотографов в нем стали серебряные оклады и старинные драгоценности, золотая церковная утварь и концептуальные украшения современных ювелиров, многие из которых являются студентами Раисы Моисеевны. Основную массу «кругозорчан» составляли женщины, поэтому в зале не раз слышались вздохи восхищения, когда на экране появлялись иллюстрации из «Кольца Прометея».
Члены «Кругозора» уже привыкли к тому, что на заседаниях клуба они узнают порой совершенно невероятные факты из абсолютно разных областей знаний. Эта встреча не была исключением. Раиса Лобацкая поведала собравшимся о более чем трехсотлетней истории ювелирного дела в Иркутске. «Умелые люди» шли в Сибирь вместе с первопроходцами, ведь новое поселение всегда начиналось с церкви, а она нуждалась в соответствующей утвари.
В первых иркутских летописях, изученных Раисой Моисеевной в архивах, упоминается имя Тимофея Серебренникова, который стал впоследствии основателем одной из первых династий серебряных дел мастеров. А их в столице Восточной Сибири было 25, тогда как семей резчиков по дереву насчитывалось только 5. В XVIII-XIX веках Иркутск считался «серебряной» столицей всей Сибири. И входил в пятерку российских городов, славившихся своими мастерами, наряду с Тобольском, Томском, Красноярском и Якутском.
Сегодня ювелирное искусство Иркутска начинает возрождаться после «мертвого» советского периода, когда вся страна носила одинаково штампованные золотые серьги и кольца. И очень многое для этого делает кафедра геммологии (от лат. gemma - драгоценный камень), основанная в ИрГТУ 20 лет назад Раисой Лобацкой. Теперь у нас есть еще один повод гордиться столицей Приангарья. Книга «Кольцо Прометея» уникальна: ни один город нашей страны на данный момент не имеет книги, которая рассказывала бы о его ювелирном искусстве за полный отрезок времени.