В день рождения Царскосельского лицея, которому 19 октября 2011 года исполнилось 200 лет, в народном театре «Факел» царило оживление. Вечером в малом зале Дворца культуры «Современник» собрались артисты театра, ребята, которые совсем недавно начали заниматься актерским мастерством в студии при «Факеле», и те, кому небезразличны поэзия и имя Александра Пушкина. Надо заметить, что участников встречи набралось не так много, как хотелось бы. Но, наверное, именно в таком тесном, почти семейном, кругу и должны проходить вечера поэзии.
Поэтическое настроение у собравшихся поддерживалось соответствующим антуражем. На заднем плане была видна часть декорации прошедшего накануне спектакля «Записки сумасшедшего», освещавшаяся «пушкинским» фонарем, автопортрет и автограф Александра Сергеевича. На сцене перед зрителями стоял столик, покрытый свисающей до пола скатертью, с рукописями и горящей свечой. В течение всего вечера в зале звучали мелодии Вольфганга Амадея Моцарта.
В такой обстановке выйти на сцену и прочитать стихотворение просились даже те, кто не готовился заранее. Выступающие сами подбирали репертуар, отдавая предпочтение любимым строкам – и не только из произведений Пушкина. Хотя здесь прозвучали стихи из «Пира во время чумы», «Сказки о попе и его работнике Балде», «Евгения Онегина». Студийцы читали также стихотворения Марины Цветаевой и басни Ивана Крылова, произведения, посвященные военной тематике, и даже свои стихи – в «Факеле» несколько начинающих поэтов.
Недавно пришедшая в театр Виктория Непогодина, студентка журфака ИГУ, подготовила для чтения прозаический отрывок – сцену превращения Маргариты в ведьму из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Романа, который вслед за «Мертвыми душами» Николая Гоголя можно назвать поэмой. Актриса «Факела» Любовь Вахрушева прожила на сцене пушкинскую «Клеопатру», известную многим по телефильму Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» 1979 года, где это стихотворение читал Сергей Юрский.
Гостьей на этом празднике поэзии побывала когда-то занимавшаяся в «Факеле» ангарская поэтесса Светлана Шегебаева. Она порадовалась за подрастающее в театре поколение: «Очень бы хотелось сохранить ценности, на которых держится жизнь. Вы сейчас это делаете».
– Мы не могли пройти мимо юбилея Пушкинского лицея, – рассказал режиссер театра Александр Кононов, – поскольку занимаемся духовной, культурной деятельностью. К сожалению, поэзия из жизни уходит, поскольку не приносит существенного дохода, но тяга к ней, место в душе каждого для нее остается. И я надеюсь, что наш узкий круг будет расширяться. Духовная жажда, о которой Пушкин говорит в стихотворении «Пророк», у молодежи начинает ощущаться, а значит, процесс возврата к нематериальным ценностям продолжается.