Неожиданная и значимая для ангарских театралов встреча произошла в минувшую пятницу, 21 октября, в помещении народного театра «Факел» ДК «Современник». На один вечер в Ангарск приехал известный московский педагог и режиссер профессор кафедры актерского мастерства Театрального института имени Бориса Щукина заслуженный деятель искусств России Владимир Поглазов. Среди сотен его выпускников такие артисты, как Евгения Симонова, Сергей Маковецкий, Сергей Жигунов и многие другие. В России и за рубежом Владимир Петрович поставил десятки спектаклей. В 1996 и 2002 годах его работы были признаны лучшими на фестивале театральных вузов Европы.
В Иркутске профессор знаменитой «Щуки» ведет уроки актерского мастерства на курсе, набранном при Академическом драматическом театре имени Николая Охлопкова. С актерами из «Факела» Владимир Петрович встречался, когда приезжал в Международный летний театральный центр на острове Ольхон в качестве педагога и члена жюри фестиваля «Сибирская рампа». С руководителем МЛТЦ и режиссером «Факела» Александром Кононовым его связывают давние дружеские отношения. Собственно говоря, благодаря этим отношениям Александру Ивановичу и удалось ненадолго вырвать друга из объятий «охлопковцев», чтобы он мог пообщаться с заряженными театром ребятами из Ангарска.
Ангарские страницы
– Уже будучи студентом «Щуки», проходил в Ангарске, в 4-м поселке, срочную службу. Сроднился с вашим городом, мне здесь очень многое знакомо и дорого. Есть моя лепта и в строительстве АЭХК: в качестве стройбатовца копал ямы под опоры на территории будущего комбината. Успел поработать военным геодезистом, а также по профессии – до учебы в театральном вузе окончил Московский энергетический институт. В увольнении пришел в народный театр при Дворце культуры нефтехимиков и из трех лет армии ходил туда два года. Мы с Александром Кононовым играли в одних спектаклях. После армии я вернулся в Москву и продолжил обучение в «Щуке». С Александром Ивановичем встречались, когда он учился у нас на режиссера. В 1985 году я вновь побывал в Ангарске – уже с театром «Современник», который приехал в Сибирь на гастроли и где я прослужил 25 лет как артист и режиссер.
Везение, случайности и совпадения
– Мне в жизни очень везло. В самом деле: мечтал играть на сцене – добился желаемого, играл хорошие, большие роли на сцене одного из лучших театров мира. «Новое дыхание» постановок московского «Современника» никого тогда не оставляло равнодушным. Повезло, что в армию, в стройбат попал именно в Ангарск. Если бы не это, мы бы не познакомились с Александром Кононовым. Не попади я тогда в народный театр – относился бы сейчас к самодеятельным, любительским коллективам без должного уважения. Везло, что я постоянно у всех учился, и учителя – как на подбор.
В театральное училище имени Щукина меня приняла легендарная Цецилия Мансурова, вошедшая в историю театра как первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле Евгения Вахтангова. В 20-30 годы она считалась лучшей трагической актрисой. Вернувшись из армии, я влился в знаменитый курс Юрия Катин-Ярцева, на котором учились Наташа Гундарева, Юра Богатырев, Костя Райкин, Наталья Варлей. Всем курсом мы участвовали в постановке пьес Лени Филатова, который был на два года старше. Жизнь подарила мне возможность общаться и дружить с талантливыми, чрезвычайно интересными людьми.
Приучайтесь к хорошему
– Везти мне начало с самого детства. Я родился в Подмосковье, в одном из тех районов, о которых пел Володя Высоцкий и где финка и кликуха у человека появлялись уже в раннем детстве. Спасло меня то, что читать я научился еще раньше – на четвертом году, а у моей матери была прекрасная библиотека. Мама не навязывала мне «культурного воспитания», она действовала более тонкими методами. Например, когда я учился в 6 классе, на день рождения мне подарили популярный тогда проигрыватель-«книжку» и к нему 3 пластинки, которые я, естественно, стал слушать. На одной из них был безумно красивый джаз (мама привезла эту пластинку из Болгарии), на других – концерт Мендельсона для скрипки с оркестром и, кажется, «Времена года» Чайковского.
Ребенок должен с детства читать настоящую литературу, смотреть хорошее кино – это даже важнее, чем питаться здоровыми, качественными продуктами. А вас чем кормят, ребята? Низкопробными, третьесортными сериалами, которые снимаются только из-за легких денег. Взять тот же «Не родись красивой», который я смотрел, потому что в съемках участвовали несколько моих студентов. Это довольно глупая, бездарная по своей сути история, основанная на сюжете «Золушки». Прочитайте сказку – это будет значительно интересней и полезней, чем растянутый на 200 серий бедлам, где только сюжетные построения, а характеры мелкие и плоские. Лучше познакомиться с характерами, которые описал Стендаль в «Красном и черном», Бальзак, Пушкин, Лев Толстой...
Оценки и прогнозы
– Я давно ломаю голову над тем, что происходит в стране. Когда я приезжаю в Иркутск, работаю в Чехии, Швейцарии или США, я знаю, кто есть кто. А в Москве я теряюсь: там человек, получивший блестящее актерское образование, в погоне за быстрыми деньгами стремится стать медийной звездой или продюсером. Нынешняя молодежь подвергается сильнейшему соблазну. Для того чтобы сделать человека послушным, достаточно свести все его желания к материальным потребностям. То есть исключить душу, дух, совесть.
Я не знаю, как толковать сегодня слово «интеллигент»: мне кажется, оно сохранило свое подлинное значение только в провинции. Если мне скажут: «Давайте разберем рассказ Чехова», – я знаю, как это сделать, а вот насчет того, как жить, – не знаю. Я поэтому сейчас сузил свою жизнь до пределов профессиональной деятельности. Условия жизни диктуют свое – духовная составляющая отходит на второй план, но без нее жить невозможно. А наша профессия все-таки художническая, она требует душевной работы. И если ребята ходят в любительский театр, репетируют, разбирают пьесы, значит, это и есть уже маленький островок души…
• • •
Встреча с Владимиром Поглазовым стала для студийцев «Факела» тем же мастер-классом. И не столько в профессиональном, сколько в жизненном плане. Но, отвечая на серьезные вопросы юных и зрелых артистов, профессор из «Щуки» сумел добавить в беседу и познавательную, и развлекательную ноты. Владимир Петрович рассказал о происхождении понятий «звезда» и «мыльная опера». Признался, что в быту совсем не умеет смеяться и поэтому только улыбается, ему даже пришлось специально учиться, чтобы смеяться на сцене. И, проникнувшись доверием к аудитории, поведал о своей мечте: быть, по возможности, талантливым человеком. Того же он пожелал на прощание своим слушателям.