Вот и пришел декабрь – первый месяц зимы, последний месяц уходящего 2011 года, очередного года ожиданий. На рубеже годов принято подводить итоги, заглядывать в будущее и, отодвинув ненадолго собственные амбиции, желать окружающим добра и счастья. Что оставляет в нашей памяти 2011-й? Он был непростой, очень разный и все-таки оставляющий нам надежду на более позитивные перспективы в будущем. В политическом плане для Ангарска, главным образом, он будет вспоминаться как первый год жизни без «команды».
Первый год правления для любой власти очевиден наименьшими проблемами. Работать можно с раскачкой, ссылаясь на ошибки и просчеты своих предшественников, на плохой, несбалансированный бюджет, который принят не тобой, на то, что на дворе серьезные отголоски экономического кризиса. Заманчивый крючок, на который попадаются многие. Многие, но не Владимир Жуков. Став мэром Ангарского района, он «рванул с места в карьер». Вместе с депутатами перекроил бюджет, активно «задружил» с областью, «замотал» администрацию постоянными инспекционными поездками по территории района. Кажется, он везде: сегодня на полях Одинска и Савватеевки, завтра – в Иркутске на совете безопасности при губернаторе; сегодня в Ангарске продвигает проект «Управдом в каждый дом», завтра – в Тулуне на региональном совете Иркутской области говорит о проблемах муниципалитетов; сегодня встречается с садоводами Ангарска, завтра – с руководством Облкоммунэнерго обсуждает условия передачи в ОКЭ бесхозных электросетей и подстанций садоводств. Работает практически без выходных, с восьми утра до полуночи. И никаких отговорок, что ему досталось упадочное хозяйство. Раз в упадке – надо восстанавливать. Немедленно, а не через год, когда примем «свой» бюджет! Обладая чувством юмора, настойчивой убедительностью и откровенной прямотой в обозначении своей позиции, он не воспринимает логику собеседников-чиновников, которые пытаются ему рассказать о положении в стране и более серьезных проблемах в других муниципалитетах. «В стране может быть бардак, а у нас должен быть порядок, – моментально парирует Владимир Валентинович. – Я отвечаю за территорию Ангарского района и обязан решать проблемы именно этой территории».
Но год почти прошел, нужно подводить итоги, хотя бы предварительные. И сделать это я, естественно, попросил мэра Ангарского района.
– Год заканчивается. Владимир Валентинович, каким он вам показался?
– При всей относительности любого рода оценок понятно, что за одиннадцать месяцев было всякое – и промахи, и удачи. Но, если объективно оценить проделанную работу и те заделы, которые в прошедшем году были заложены для будущего развития территории, есть чувство удовлетворения. Кому-то может показаться, что ничего не изменилось за этот год, и они по-своему правы – понятно, что за один год невозможно полностью исправить ситуацию в районе так, чтобы это сразу бросилось в глаза. Конечно, можно было найти более легкий путь – с камерами, фанфарами, создать видимость бурной деятельности. Этот путь эффектный, но, как показала жизнь, не очень эффективный. Люди уже научились отличать реальную работу от показухи. Сегодня я слышу много критики, особенно со стороны депутатов от КПРФ, да и от других оппонентов: а что вы сделали за этот год? Конечно, странно слышать это от депутатов, ну а просто оппонентов понять можно. Мне лично на подобный вопрос в далеком детстве ответил мой дед. Как-то я принес ему необычную вещицу и начал долго рассказывать, что из нее хочу сделать и как это будет здорово выглядеть. Он долго смотрел на нее и так, с крестьянской мудростью, сказал: «Хочу, Володя, дать тебе один совет – дуракам недоделанную работу не показывают. Ты долго объяснял, что хочешь сделать, а ты сделай до конца и покажи. Тогда и мне, и другим будет понятно…»
Перед нами не стояла задача продемонстрировать свою работу именно в этом году. Задача года – создание фундамента для коренного изменения ситуации на территории буквально по всем жизненно важным направлениям.
– Обратимся к цифрам...
– И к памяти тоже неплохо бы. Ведь жизнь оценивается в динамике. А динамика у нас в этом году положительная. Но сначала хотелось бы вернуться к середине года 2010-го, к нашим предвыборным обещаниям. Во время предвыборной кампании перед избирателями мы обозначили основные проблемы, которые необходимо решать в первую очередь. Мы живем в Ангарске, проблемы муниципалитета знаем не понаслышке. Это коррупция и безработица, это состояние здравоохранения, образования, культуры и спорта, это состояние дел в поселениях, это проблемы двоевластия, ЖКХ и садоводов.
– Обозначить проблемы действительно несложно, гораздо сложнее их решать.
– Безусловно, но мы знали, для чего шли на выборы и какие задачи нам придется решать в случае победы. И понимали, что в одиночку без поддержки региона решать их будет более чем сложно. И эту поддержку со стороны руководства Иркутской области, Законодательного собрания, губернатора Дмитрия Мезенцева мы получили. Реальную, в том числе в финансовом выражении.
Как ни странно, одними из первых на территории пришлось решать проблемы с землей, без решения которых говорить о дальнейшем развитии территории не приходится. Масса запущенных земель сельхозназначения, полная неразбериха – кому принадлежат эти гектары, на каком основании? С другой стороны, город, к сожалению, продолжает заниматься в основном уплотнительными застройками. Многие земли были заранее, зачастую задним числом, распределены «командой». Собственники, арендаторы этих земельных участков – небольшая группа лиц, на всех участках – одни и те же фамилии. Поэтому приходится параллельно заниматься поиском свободных земель под строительство и оспаривать через прокуратуру и в судах законность выдачи земельных участков на городской территории всевозможным СНТ и ДНТ.
Понемногу наводим порядок, паспортизация районной земли уже практически закончена – можно будет распределять земли и под промышленное, и под малоэтажное строительство, и под развитие сельского хозяйства. Готовим градостроительную документацию, схему территориального планирования района, идет согласование этого документа. Без нее невозможно строительство – ни социальное, ни коммерческое, ни промышленное. Ангарск себя уже подрезал, свободных площадей в городе просто нет. Акцент придется переносить на Мегет – сегодня это самая перспективная территория, которая долго не развивалась из-за отсутствия генплана и энергомощностей. Сегодня генплан практически готов, скоро будет построена подстанция. В соответствии с генпланом ее мощность будет составлять 27 мВт.
В этом году зарезервирован наконец участок земли площадью в 1,5 тысячи гектар под строительство международного аэропорта. Решение о его строительстве могло бы коренным образом изменить социально-экономическую ситуацию в районе. Но это пока только планы. Другой земельный участок площадью 20 кв. км подготовлен под зону, благоприятную для развития производства. Идет поиск инвесторов для реализации этого проекта.
Подготовлены и выделены участки земли под малоэтажное строительство: в Одинске – 10 га, в Савватеевке – 38 га, в Мегете – 15 га. Для обеспечения государственных и муниципальных обязательств перед гражданами, имеющими право на бесплатный участок, дано задание администрации г. Ангарска выполнить на 2012 год предпроектную планировку земельных участков под малоэтажное строительство общей площадью 200 га.
Готовим к реализации план комплексной застройки 31 микрорайона (жилье, соцкультбыт, подземные гаражи, магазины, спортзалы – в общем, мини-город). Пытаемся войти в федеральную программу «Доступное и комфортное жилье». Условия очень выгодные: инженерные сети, коммуникации и соцкультбыт – 5 процентов оплачивает район и 95 процентов – федеральный центр. Жилье эконом-класса по соцнайму для бюджетников…
– Вернемся к проблемам и задачам, которые вы поставили перед собой, перед новой районной властью. Как идет их решение? Начнем с самой больной темы – с коррупции.
– Борьба с коррупцией – процесс сложный, на моментальные результаты надеяться не приходится, но все-таки нам удалось довести до логического завершения уголовное дело против бывшего председателя КУМИ Вадима Данилова. Он получил срок и, главное, с него будет востребована сумма ущерба, нанесенного районному бюджету, – около 20 миллионов.
Сегодня возбуждено уголовное дело по АЭПА, по которому фигурирует Валерий Котов, бывший советник бывшего мэра Андрея Козлова; процесс явно затягивается, но мы правоохранительным органам дремать не даем…
И все же это хоть и важные, принципиальные, но эпизоды, слабо затрагивающие корни коррупции, которая за последнее десятилетие стала существенной составляющей социально-экономической жизни АМО. Коррупция – это порочная система. И бороться с ней надо системно. Я доложил губернатору о многочисленных финансовых и имущественных злоупотреблениях, допускаемых на нашей территории, которые продолжают оставаться без внимания надзорных органов. Дмитрий Федорович поручил создать межведомственную комиссию и провести комплексную проверку хозяйственной деятельности административных структур, управлений, отделов, муниципальных предприятий и учреждений на территории города и района. Она уже работает. Ждем результатов.
– Перейдем к социальным направлениям, относящимся к полномочиям района. Как сегодня обстоят дела в образовании?
– За время предвыборной кампании говорилось о низкой зарплате в системе образования, поэтому первым решением и депутатов, и администрации АМО было выделить 164 миллиона рублей на увеличение заработной платы через НСОТ. И уже с марта педагогам образования и с апреля воспитателям дошкольных учреждений зарплата была повышена.
Понятно, что повышение зарплаты на одну-три тысячи рублей значительным не назовешь, но возможности бюджетa в этом направлении были использованы максимально. В сентябре, как только появилась дополнительная возможность, на повышениe зарплаты работникам образования из районного бюджета было направлено еще 81 млн рублей.
Таким образом, если на конец 2010 года воспитатели ДOУ получали 8418 рублей, то на конец 2011 года уровень их зарплаты возрос до 13267 рублей. Среднее повышение зарплаты младшего персонала оказалось значительно меньше. За тот же период времени – с 5126 до 6800 рублей. Учителям за тот же период средняя заработная плата повышена с 11240 рублей до 17758 рублей, а младшему обслуживающему персоналу школ – с 6107 рублей до 7124 рублей.
Несмотря на значительное количество денежных средств, выделенных в систему образования на заработную плату, она хоть и выросла, но продолжает оставаться достаточно низкой. Что вызывает беспокойство. Появилась тенденция к увеличению разрыва между заработными платами преподавательского и обслуживающего персонала, которая также не может не беспокоить. Бывая в детских садах и школах, от нянечек и уборщиц я неоднократно слышал, что они роста своей заработной платы фактически и не заметили. С одной стороны, переход на новую систему оплаты труда способствует стимулированию качества труда. С другой стороны, система НСОТ отдана на откуп руководству учебных и дошкольных заведений, процедура оценки качества труда носит закрытый характер. Выход из ситуации – во-первых, усиление контроля как со стороны управления образования, так и со стороны самого персонала, а во-вторых, увеличение базовой ставки для обслуживающего персонала.
Не могу не отметить, что на низкую зарплату работников образовательных учреждений АМО местная власть долгое время не обращала внимания. Хотя возможности были, и другие муниципалитеты этим вопросом занимались. Необходимость дальнейшего повышения заработной платы в сфере образования понимают и депутаты, и администрация. Мы бьем тревогу по этому поводу во всех инстанциях, и нас слышат. В областном бюджете на 2012 год заложены средства на повышение зарплаты не позднее июня до средней по экономике Иркутской области, то есть до 23-25 тысяч рублей в месяц. 450 млн рублей заложено на повышение зарплаты работникам дошкольных учреждений в те же сроки.
Всего в АМО бюджет на образование увеличен с 1,2 млрд до 1,7 млрд рублей, то есть на 500 миллионов рублей.
Что еще сделано? Открыто 6 дополнительных групп на 132 ребенка, финансирование – в размере 1,23 млн рублей. Зарезервировано для возврата в систему образования 5 детских дошкольных учреждений, заложено 6 млн рублей на разработку проектно-сметной документации под строительство двух современных детских садиков по 220 мест с бассейнами, музыкальным залом и т.д. В 2012 году планируется строительство садика в 29 микрорайоне и поселке Мегет, на софинансирование в районном бюджете заложено 20 млн рублей. В 55 квартале планируется в рамках федеральной программы по сейсмобезопасности либо капитальный ремонт, либо строительство садика, на ПСД заложено 1,5 млн рублей.
Решается наконец судьба школы в 7а микрорайоне, которую строят уже более 20 лет. Изначально вопрос стоял ребром – 4-й этаж надо сносить! Сегодня есть договоренность с губернатором, создана межведомственная комиссия, которая работает не по принципу найти изъяны, а с целью изыскать возможность достроить школу. До конца года получим согласованное заключение, за 2012 год можем завершить строительство, для этого необходимо войти в федеральную программу. Стоимость – около 500 млн рублей.
Если в 2010 году на бесплатное питание детей в школе было потрачено 11386 тыс. руб. на 3600 детей, то в 2011 году – уже 13352 тыс. руб. на 4180 детей. Горячее питание получают 88 процентов ребятишек. Впервые в АМО создано два специализированных класса для обучения детей-инвалидов по 15 человек в каждом. Из муниципального бюджета на оборудование классов и организацию обучения выделено 1884 тыс. руб. Впервые внедрен проект «Шанс» – дистанционные методы обучения детей-инвалидов в режиме онлайн.
– А как обстоят дела в системе здравоохранения, в культуре?
– На здравоохранение Ангарскому району из федерального и областного бюджетов также выделены серьезные дополнительные средства – 911 млн рублей на 2 года (2011 и 2012 гг.). В этом году из этой суммы мы уже освоили 480 млн руб. Благодаря этому полностью завершили реконструкцию городского роддома – перинатального центра. Его уже несколько раз «сдавали», ленточки резали, реально же он был запущен в октябре этого года. В рабочем порядке, без помпы и оркестра. Сегодня проект выполнен в полном объеме. До конца года на 100 процентов будут завершены ремонтные работы в поликлинике горбольницы №1, в детской городской больнице и поликлинике. На следующий год запланирован капитальный ремонт хирургического отделения горбольницы №1, отделения кардиологии, реанимации, операционной группы БСМП.
Приобретено новое оборудование – реанимационное, диагностическое, для искусственной вентиляции легких и т.д. Теперь у нас имеется, например, современный рентгено-диагностический комплекс «Ц-дуга», который позволит выполнять самые сложные операции на суставах, костях, сосудах.
Расходы районного бюджета на здравоохранение составили 384 млн рублей. Средняя заработная плата врачей за год увеличилась почти на 4 тысячи и сегодня составляет 22210 рублей, среднего персонала – на 2,7 тыс. руб. (18110 руб.), младшего – на 2,8 тыс. руб. (9760 руб.).
Дополнительно на улучшение стандартов оказания медицинских услуг выделен 181 млн рублей, 80 процентов из которых также пойдет на повышение заработной платы, 20 процентов – на приобретение медикаментов, в том числе дорогостоящих...
Что же касается культуры, то она продолжает оставаться самой тяжелой позицией. Сегодня мы имеем размороженную систему отопления в ДК «Лесник» (микрорайон Китой), ДК «Дружба» (Цемпоселок), нет дома культуры в Мегете, Одинске. Дома культуры в Китое и Цемпоселке будем ремонтировать уже в следующем году. Сегодня направляем деньги на строительство ДК в Одинске, уже готов проект и экспертиза. Здесь следует отметить активность главы муниципалитета Игоря Антонова, вместе с нашим финуправленим он плотно работал в областных министерствах, добился строительства на условиях софинансирования.
В этом году АЭХК передал нам ДК «Современник», но приняли мы его с условием, что комбинат проведет там капитальный ремонт. По дополнительному соглашению АЭХК продолжает частично финансировать Дворец культуры. Мы же будем обустраивать парк возле ДК «Современник», уже установили там детский городок. Со временем он может стать центральным городским парком.
Серьезным достижением, считаю, является то, что через губернатора Дмитрия Мезенцева удалось добиться у главы Роснефти Эдуарда Худайнатова выделения 160 млн рублей на ремонт ДК нефтехимиков. Правда, городская администрация третий месяц не может приступить к ремонтным работам, определиться с застройщиком, хотя конкурс здесь не требуется. Деньги лежат, администрация думает…
Что касается роста заработной платы работников культуры, то она хоть и выросла на 20 процентов, но продолжает значительно отставать от зарплаты учителей, не говоря уже о медицинских работниках. Ее надо повышать, будем искать резервы в районном бюджете…
– Поговорим о спорте?
– Отремонтировали здание городского стадиона «Ангара», который 3 года стоял закрытый. Все подсобные и служебные помещения, раздевалки, санузлы были в нерабочем состоянии – там попросту нельзя было находиться. Нам говорили, что проще стадион разобрать и на его месте построить новый. Сегодня здание восстановлено. Цена вопроса 80 млн руб., плюс 100 млн – на искусственное футбольное поле, которое мы планируем купить через федеральную программу. Уже подали заявку.
Есть мысль установить над стадионом перекрытие, есть соответствующие технологии – недорогие и надежные. Такие стадионы действуют в том же Китае…
Но уже следующим летом на стадионе «Ангара» можно будет играть в футбол, заниматься легкой атлетикой. Пришла пора и вновь создавать городскую футбольную команду «Ангара». Для этого и затевали ремонт, а не для разрезания ленточек…
Завершается строительство лыжно-биатлонного комплекса «Ангарский», закупаем туда спецтехнику, оборудование, спортивный инвентарь. К сожалению, приступая к реализации этого проекта, прежняя администрация не решила вопрос землеотвода. ЛБК по сути располагается на федеральной земле. Приходится решать эту проблему параллельно с завершением строительных работ. ЛБК «Ангарский» и физкультурный оздоровительный комплекс в Мегете вошли в областную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта Иркутской области на 2011-2015 гг.».
Фонд оплаты труда работников физической культуры и спорта увеличен на 2,7 млн рублей (с 52,8 до 55,5 млн руб.). По сравнению с 2010 годом увеличено финансирование работы со спортсменами, имеющими ограниченные физические возможности, – с 477 тысяч до 593 тысяч рублей.
– Насколько мне известно, вы не упускаете из виду и проблемы садоводов. Как идет их решение?
– Проблемам садоводов депутаты и администрация АМО уделяют большое внимание, их мы обсуждали на общем собрании садоводов в лицее №1. Главной остается проблема дорог и общественного транспорта до садоводств.
Сегодня мы принимаем на себя межпоселенческие дороги и, соответственно, расходы на их содержание и ремонт. В этом году на ремонт дорог до садоводств было заложено и освоено без малого 6 млн руб. В качестве доплаты за проезд дачников и садоводов в период с мая по сентябрь Автоколонна 1948 получила из бюджета 7,8 млн рублей.
Помогаем также решать вопрос по передаче в ведение Облкоммунэнерго так называемых «бесхозных» садоводческих электросетей и подстанций, до этого времени не прошедших надлежащую регистрацию. После передачи сети и подстанции наконец будут приведены в порядок…
Что касается садоводов, нам вообще еле удалось предотвратить «революцию»: программа планировки и межевания городской территории вызвала бурный всплеск протеста. И только лишь решив с администрацией Ангарска принципиальный вопрос о сохранении исторически сложившихся в черте города садоводств, удалось эту волну погасить.
– Одним из ваших предвыборных обещаний было заняться решением проблемы ЖКХ. Выполнить его сложно хотя бы потому, что система ЖКХ не относится к полномочиям района. Тем не менее обещание есть обещание. Что-то сделано в этом направлении?
– Давая это обещание, я прекрасно понимал свои возможности, их ограниченность. Но проблема ЖКХ, проблема взаимоотношений собственников жилья и управляющих компаний продолжает оставаться острой и городской властью не решается. Оставаться в стороне не в моих правилах. И я занялся тем, чем бы занимался даже не будучи мэром, – оказанием поддержки собственникам жилья, ангарчанам.
Проблема, главным образом, состоит в том, что жильцы многоквартирных домов сегодня позиционируют себя как бесправные плательщики денег за коммунальные услуги. Наша же задача – превратить их в полноправных заказчиков этих услуг с вытекающими последствиями. Для этой цели мы и организовали в АМО проект-обучение «Управдом в каждый дом» – чтобы интересы жителей во взаимоотношениях с УК представляли компетентные профессиональные управдомы.
Интересы жителей также нацелены защищать Центр развития местного самоуправления и вновь создаваемый Центр поддержки собственников жилья. Уже появились первые ростки, демонстрирующие оздоровление поля услуг ЖКХ, – альтернативные управляющие компании, выстраивающие свои отношения с жильцами на основе взаимодоверия, ТСЖ, организованные жильцами и берущие на себя управление домовым хозяйством.
Не могу не упомянуть и о многофункциональном центре, который также скоро начнет свою работу. Цель этого центра точна такая же, как и остальных проектов, о которых я говорил выше, – снять с ангарчан бремя нагрузки бесконечных взаимотрений с чиновничеством. Люди должны получать любую справку бесплатно и в одном-единственном окне, без беготни по инстанциям. Кроме того, в МФЦ могут предоставляться сопутствующие необходимые услуги, направленные исключительно на повышение удобства граждан. На начальном этапе МФЦ будет оказывать около 300 услуг, в дальнейшем перечень еще расширится.
– Практически весь год различные представители власти, городской или районной, напрямую или через СМИ говорили на тему двоевластия. Говорили много, и некоторые излишне громко, но, казалось, разговоры так и останутся разговорами. И вот ближе к концу года, похоже, дело действительно сдвинулось с места?
– Действительно, в течение года прорабатывались все варианты решения этой проблемы, каждая конфигурация в поисках наиболее приемлемой в условиях Ангарского района. Самым простым для исполнения и наименее затратным является вариант передачи части полномочий от города району. При такой схеме в Ангарске остаются две Думы и одна администрация. Соответственно, полностью исключается дублирование функций – КУМИ – ДУМИ, городская и районная архитектура, городской и районный отделы торговли и т.д. Но этот вариант возможен лишь при условии доброй воли со стороны городской власти, которой не последовало. В районной Думе против этого варианта выступили депутаты от КПРФ.
Второй вариант, который предложила и отстаивала городская администрация совместно с депутатами-коммунистами нашей районной Думы, предполагал преобразование города Ангарска в городской округ с выделением его из состава Ангарского района. Этот вариант не подходил по многим параметрам и был отклонен.
Остался третий вариант – преобразование всего Ангарского района в муниципальный округ. Он предполагает два сценария. Первый, достаточно сложный – объединение в округ всех поселений через процедуру местных референдумов. Второй (так называемый «пермский вариант») – решением Законодательного собрания Иркутской области создание на территории АМО совершенно нового муниципального образования – например, Ангарского муниципального округа. В принципе, область придерживается последнего варианта, но окончательное решение не принято.
Я встречался с Дмитрием Мезенцевым, попросил создать рабочую группу, чтобы еще раз выверить все варианты и остановиться на наиболее приемлемом, способном разрешить проблему двоевластия в Ангарске. Такая группа уже создана, она работает, ее возглавил зам. губернатора В.В. Гребенников.
Однако какой бы вариант ни был принят, нельзя упустить главное – необходим паритет интересов всех территорий, всех поселений. И выразиться он должен в их представительстве в Думе будущего объединенного муниципалитета.
– Я вижу, у вас, Владимир Валентинович, действительно налажено неплохое взаимодействие с областной властью. Идет массированное финансирование района, по вашей просьбе губернатором созданы и уже работают в АМО три комиссии – по двоевластию, по школе в 7а микрорайоне, по проверке финансово-хозяйственной деятельности. Существует ли такое взаимопонимание с депутатским корпусом районной Думы? Или есть проблемы?
– Когда орган власти является коалиционным, проблемы периодически будут возникать, тем более если в Думе присутствует более одного коммуниста. На дворе декабрь, и мы должны принять бюджет на 2012 год. К слову, за счет повышения эффективности работы всех служб администрации он будет почти на полмиллиарда больше нынешнего – 2,7 млрд рублей против 2,3 млрд в 2011 году. Кроме того, предполагаются дополнительные поступления по областным и федеральным проектам и программам – еще более миллиарда.
Тем не менее, наши коммунисты кулуарно уже обозначили свою позицию – за новый бюджет они голосовать не будут. Причем не объясняя почему. А это значит – никакого повышения бюджета может не быть, будет ежемесячная цифра расхода в 1/12 от нынешнего бюджета. Не будут реализованы проекты по достройке школы и строительству детских садов, по ремонту больниц и поликлиник. Впрочем, коммунисты в своих действиях последовательны: для них чем хуже населению, тем лучше им. Будет расти социальное напряжение, будут возрастать протестные настроения – можно созывать народ на площадь и обвинять действующую власть, хотя они сами являются таковой.
Так они поступают в Госдуме, так они действуют в областных парламентах, таким образом они блокируют важнейшие решения в местных Думах.
– Что бы вы хотели сказать в заключение?
– Прошло чуть больше года со дня избрания меня мэром Ангарского района и одиннадцать месяцев первого года работы новой районной власти. Сделано за этот год немало. Во многом благодаря слаженной работе администрации АМО и большинства депутатов; в значительной степени – благодаря поддержке губернатора, правительства, Законодательного собрания Иркутской области, благодаря тем средствам, которые направляет на места для реализации различных программ и проектов федеральный центр; еще в большей степени – благодаря пониманию и поддержке ангарчан.
Я понимаю, что это только начало. Заложен хороший фундамент для дальнейшего развития территории. Все будет зависеть от стабильности и согласованности в действиях депутатского корпуса и администрации АМО. Значит, будем работать, вместе развивать Ангарск и Ангарский район. А в ближайшей перспективе – Ангарский муниципальный округ.
Беседовал Александр Пашков