Страшное слово «суицид». И слово, и поступок, и все, что за ним следует. Сегодня в Иркутской области эта тема обсуждается особенно часто и, к сожалению, не без повода. За последние два месяца в нашем регионе произошла череда страшных событий, когда несколько подростков, живущих в разных городах, по неустановленным причинам свели счеты с жизнью. Они учились в разных школах и никак не были связаны друг с другом. У каждого был свой мотив, свой путь и окружение. Была своя жизнь. Была… но оборвалась – внезапно, противоестественно, слишком скоро.
Как предотвратить смерь по желанию? Как помочь ребенку избавиться от тяжелых мыслей? О чем говорить и что делать родителям, если опасные «симптомы» подтвердились? Об этом мы беседуем с членом ассоциации психологов педагогом-психологом ангарского центра «Гармония» Натальей Долгиной.
– Наталья Михайловна, что известно о природе суицида сегодня?
– Попытки осмыслить это явление делались давно, но в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу самоубийства. Условно выделяют три основные концепции: психопатoлогическую, психологическую и социальную. К первой относят людей с заболеваниями психики, чьи суицидальные действия расцениваются как проявления острых фаз душевного недуга. Если же человек здоров и при этом теряет желание жить, на это однозначно существует причина – масштабный внутренний конфликт, психологический кризис личности такой силы и интенсивности, что вся жизненная практика, опыт человека не могут подсказать иного выхода, кроме как покончить с собой, тем самым решив все проблемы.
– По какой же причине может возникнуть такой острый конфликт в сознании подростка?
– Выяснение истинных мотивов суицида – сложная задача. В подростковом сознании самоубийство часто имеет незавершенные формы. Замыслы и попытки наложения рук – это скорее демонстративно-шантажное поведение. Большинство самоубийц хочет вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. У подростков психологический кризис личности возникает из-за нарушения общения с близкими людьми.
Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести, шантажа. И бич этих демонстративных самоубийств – случайность: случайный выстрел, случайная потеря равновесия, случайно затянутая петля…
К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относят потерю любимого человека, уязвленное чувство собственного достоинства, зависимость от алкоголя, наркотиков, а также состояние переутомления.
Даже тот ребенок, который отлично учится в школе, растет в хорошей семье и успешен в жизни, может чувствовать себя одиноким. Его стремлениe во всем быть первым, излишняя требовательность родителей, учителей, тренеров может в итоге вызвать у маленького человека всепоглощающее чувство усталости, за которым следуют апатия и мысли о самоубийстве.
– Наталья Михайловна, говорят, что суицид — «заразное» явление, особенно среди подростков. Так ли это?
– Расширенный суицид — вещь часто встречающаяся. Подростки вообще внушаемы. Если в учебном заведении была серьезная попытка самоубийства, и в особенности — завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.
Известно, что самоубийство кумира влечет за собой эпидемию суицидальных попыток фанатов. Особенно теперь, когда с развитием электронных средств массовой информации аудитория кумира превратилась действительно в мировую, трудно бывает оценить масштабы такой эпидемии.
– Что нужно знать родителям, чтобы не подтолкнуть ребенка к трагическому поступку? Как помочь?
– Родителям следует помнить, что аффекты разрушительны для подростка. Суицидальная угроза, высказанная в состоянии аффекта, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжелыми.
Помочь можно. Вот несколько советов родителям и тем, кто оказался рядом с подростком в момент кризиса. Выслушивайте, не пытайтесь утешить общими словами. Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом. Беседы не могут спровоцировать самоубийство, тогда как избегание этой темы увеличивает чувство отгороженности. Будьте внимательны, каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Не пытайтесь отговорить своего близкого от самоубийства. Лучше дайте ему понять, что вы заботитесь о нем, чтобы он почувствовал, что не одинок, что депрессию можно вылечить, а проблемы решить. Наконец, ищите профессиональной помощи, не думайте, что «это само пройдет», не берите на себя такую ответственность. Помните: если человеку, о котором вы заботитесь, нужна помощь, он скорее примет ее в случае, если вы перед этим его выслушали. Не оставляйте подростка в одиночестве. Обращайтесь к психологам, психотерапевтам. Если по каким-то причинам такого рода помощь невозможна, обратитесь к религии, спросите совета у духовника, сходите в храм.
– К сожалению, далеко не везде есть кризисные центры и телефоны доверия, куда дети и подростки могут сами обратиться в критические моменты. Часто единственным человеком, способным оказать помощь, является школьный психолог. Что вы посоветуете ему?
– Во-первых, школьным психологам надо читать побольше специальной литературы. Во-вторых, при малейшем подозрении на психическую патологию у ребенка надо обязательно проконсультироваться у психиатра. Без ведома родителей этого делать нельзя, но обсудить ситуацию со специалистом психолог имеет право.
Если есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно стараться объяснить родителям, чем они рискуют, если оставят ребенка без помощи.
– Не будет ли это воспринято подростком как предательство со стороны психолога? Ведь часто дети обращаются к нему как к доверенному лицу.
Нет. Подростку нужно сказать: «Твое состояние, возможно, связано с тем, что ты в последнее время не можешь самостоятельно справляться со своими проблемами. По этому поводу нам нужно обязательно получить квалифицированную консультацию, а по правилам эту консультацию нельзя получить без ведома родителей. Давай подумаем вместе, как мы родителей в эту ситуацию будем включать». Если же у подростка проблемы с родителями, это отдельный случай.
– Что является психологической профилактикой суицидального поведения?
Психологическая поддержка, принятие, способствование личностному росту, ранняя диагностика депрессии.
– Как вы относитесь к разного рода тестам и опросникам, призванным выявить риск суицидального поведения?
Такая диагностика существует, но о ее продуктивности судить трудно. Конечно, нужны определенные психологические способы для выявления «группы риска» по суицидам. Здесь могут быть использованы проективные методики: тест неоконченных предложений, например, который дает возможность определить жизненную перспективу ребенка. Что касается различных психолого-диагностических опросников, то мы можем определить по ним, в частности, высокий уровень тревожности или склонность к депрессии.
– Были ли в вашей практике случаи подросткового суицида?
К счастью, нет. Но поскольку я являюсь специалистом-психологом при Ангарском ювенальном суде, работаю с детьми группы риска.
Суицидоопасным чаще всего является либо пренебрежение ребенком, либо насилие по отношению к нему. Матери таких детей, как правило, сами не подвергают их жестокости, но допускают насилие над ними со стороны других. Дети, совершившие преступление, часто не имеют планов на будущее, теряют интерес к жизни. Работа с такими подростками в учреждении ведется очень серьезная. Все ребята проходят обследование, тестирование, со всеми мы проводим профилактические беседы.
– Не так давно подросток выбросился из окна многоэтажки после интернет-переписки с кем-то из своих сверстников (судя по сообщениям). В посланиях, по данным оперативников, речь шла именно о суициде. Как можно предотвратить подобные случаи? Ведь современная молодежь очень увлечена такого рода общением.
– В данном случае можно говорить о таком явлении, как доведение до самоубийства. И это уголовное преступление. А вообще ключевое слово в описанной вами проблеме – увлеченность. Общение на форумах и в социальных сетях, принадлежность к различным субкультурам и группировкам (эмо, готы, скинхеды), религиозным сектам – все это, безусловно, факторы риска возникновения склонности к суициду у подростка. Ведь его сознание, ум и чувства совершенно открыты для окружающего мира. Он попадает в определенную среду, впитывает, как губка, всю информацию, которая навязывается ему окружением, попадает в зависимость и становится пленником этой среды, губительной для личности.
В этом случае важно постараться заинтересовать ребенка чем-то другим, переключить, перенаправить его увлеченность в другое, более благоприятное русло. Многое, если не все, здесь зависит от родителей. Мамы и папы должны быть постоянно начеку, должны проявлять внимание к подростку, быть ему прежде всего друзьями, а не воспитателями.
Беседовала Александра Павлова