Вот и завершились пять счастливых фестивальных дней, наполненных творчеством, товариществом, переходившим в дружбу, и нелегким трудом организаторов. С 24 по 28 марта в Ангарске проходил III Всероссийский фестиваль детских и юношеских любительских театров «Театральные каникулы на Байкале-2010».
Ангарск по праву считается столицей любительских театров Приангарья – в нашем городе их более двадцати. Нам повезло и с режиссерами-педагогами: среди них – Тагир Хамитов, художественный руководитель детских театральных мастерских и театра-студии «Родничок», идейный вдохновитель фестиваля и инициатор его проведения на ангарской земле. Уже на открытии во Дворце культуры «Энергетик» стало ясно, что этот пятидневный театральный праздник будет особенным. Члены «взрослого» жюри, приглашенные на сцену для приветствия участников фестиваля, несмотря на многочисленные звания и регалии, превратились в трех ушастых медведей и двух очаровательных лис. Они сразу включились в общую игру, к которой присоединились и три поросенка – детское жюри. У последних была важная задача – определить, какой спектакль получит приз зрительских симпатий (им стала постановка ангарского молодежного театра «Родничок» по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», получившая также диплом лауреата I степени).
В первый день фестиваля многие ангарчане были свидетелями шествия юных театралов с песнями и громкими «ура!» от «Энергетика» к Дворцу творчества детей и молодежи, где в течение нескольких дней должно было происходить главное фестивальное действо – показ всех двенадцати спектаклей. Участников разместили на базе детского оздоровительного лагеря «Здоровье», где после каждого фестивального дня их ждало увлекательное и полезное общение со своими единомышленниками, игровые этюды и дискотеки. Правда, на развлечения времени почти не оставалось: большую часть дня маленькие и большие актеры проводили во Дворце творчества. Работу фестиваля отслеживал специально для этого созданный пресс-центр, выпускалась газета «Театральный звонок», знакомившая всех желающих с последними фестивальными новостями. На пресс-конференциях после каждого спектакля зрители могли задать актерам и режиссеру отыгравшего театра любые вопросы. В перерывах между спектаклями для ребят всегда находились занятия: были проведены тематические игры и мастер-класс «Через пластику к образу» руководителя студии пантомимы Ларисы Франк, актеры готовили поздравительные номера для капустника, посвященного Дню театра – 27 марта. Руководители детских коллективов скучать также не успевали: их приглашали на обсуждения спектаклей, которые порой плавно перетекали в мастер-классы для режиссеров. Один из таких мастер-классов (о том, как выбирать материал для постановки) провела председатель жюри Татьяна Уфимцева, заслуженная артистка РФ, режиссер и сценарист, педагог школы-студии МХАТ.
Свои спектакли на фестивальной сцене сыграли четыре ангарских театра («Родничок» и детские театральные мастерские ДТДиМ, «Росток» МОУ «СОШ №4», «Шкода» ЦО №11), восемь театральных коллективов прибыли к нам из различных сибирских городов и сел – география фестиваля была обширной. Кто-то приехал сюда уже не в первый раз, как, например, молодежный театр «Гротеск» из поселка Усть-Ордынский. Его спектакль на бурятском языке под названием «Талын зураг« («Зарисовка степи»), рассказывающий о родной земле и преодолевающей все трудности настоящей любви, назван лучшим спектаклем фестиваля, а руководитель театра Надежда Сафонова получила диплом за лучшую режиссерскую работу. «Трубадур» из Братска Константина Магидина тоже не новичок на «Театральных каникулах», его музыкальная сказка «Кошкин дом», в которой играют и поют ребятишки от 4 до 13 лет, стала лауреатом I степени.
Постановкой, завершившей «Театральные каникулы на Байкале», стал спектакль «Любовь к апельсину» театра «Встреча», который прибыл из города Зеленогорска Красноярского края, на сюжет Карло Гоцци – как оказалось, образец площадного театра, комедии дель арте. Под занавес актеры сняли обязательные маски и устроили самую настоящую бомбардировку зрителей заранее припасенными тяжелыми и сочными оранжевыми плодами! Такого «фейерверка» никто не ожидал, но никто потом и не жаловался (по признанию режиссера театра Светланы Семенисовой, идея с апельсинами возникла накануне спектакля). Как заявил член жюри Сергей Захарян, театральный критик, переводчик, профессор кафедры журналистики ИрГТУ, «это был замечательный финальный аккорд фестиваля». А еще были слезы разлуки и жуткое нежелание расставаться с дружеской театральной атмосферой, которой наполнился дворец. И обещание Марины Куц, заведующей отделом театрального искусства Государственного Российского дома народного творчества, провести следующие «Театральные каникулы» вновь в Ангарске. Можно уже начинать готовиться!