Год назад приступил к исполнению своих обязанностей новый состав представительного органа местного самоуправления. По устоявшейся традиции каждый депутат отчитывается перед населением за работу, проделанную за год. Избирателям наверняка интересно знать, зря или нет едят свой хлеб народные избранники и чем они, собственно, занимаются в кабинетах серого дома. О том, что сделано за год депутатства, мы разговаривали с заместителем председателя Думы АМО Светланой Кажаевой.
– Светлана Борисовна, какую работу вы проводите в качестве депутата, избиравшегося по многомандатному округу №1? С какими вопросами к вам идут люди?
– Знание проблем района, общение с избирателями, совместная работа с руководителями предприятий и администрацией, причастность ко всему, чем живет район и его жители, – все это основные составляющие депутатской работы.
Как депутат, я ежемесячно провожу прием граждан. Народу обращается много, с самыми разными проблемами. Основные вопросы касаются сферы ЖКХ. Это ветхое жилье, высокие тарифы, приватизация жилья, ремонт приватизированного жилья, оказание некачественных услуг по ремонту жилья. Кроме того, люди обращаются за помощью в решении вопросов по оказанию материальной помощи, просят помочь разобраться в сложных отношениях с родственниками. Идут с вопросами узаконивания самовольных построек, требуют вмешаться в межевание земельных участков, интересуются «судьбой» муниципального имущества, в том числе когда будут проведены ремонты и кто купил то или иное муниципальное имущество. Жалуются на незаконное строительство, на некачественно оказанные медицинские услуги, предъявляют претензии по режиму работы магазинов и ларьков по продаже спиртных напитков, заявляют о нарушении закона при приобретении жилья для молодежи на льготных условиях. Много обращений по проблемам устройства детей в детские сады, есть те, кто просит помощи в трудоустройстве. Кого-то не устраивает высокая ставка аренды имущества, которое предоставляют жилищные компании для предпринимателей, есть просьбы помочь восстановить воинский стаж и организовать дополнительные садоводческие маршруты. Обращаются предприниматели по вопросам оказания услуг для дошкольных учреждений, по приватизации муниципального имущества по преимущественному праву, по долгосрочной аренде имущества…
Вопросов очень много. По каждому обращению были даны рекомендации, направлены запросы от имени депутата в необходимые государственные органы, правоохранительные органы и коммерческие структуры. Каждый обратившийся на прием житель района получил ответ на поставленный им вопрос. Конечно, не все проблемы были решены положительно, к сожалению, по многим ситуациям требовалось обращение в судебные органы.
– Каждый месяц Дума АМО проводит официальное и рабочее заседание, кроме того, есть еще внеочередные заседания. В повестках – десятки вопросов, которые нужно принять. Как справляетесь?
– На 24 официальных заседаниях Думы былo рассмотренo 200 вопросов, по ним принято 163 решения и 37 постановлений. Это на самом деле огромный объем работы, за каждой цифрой – большой и кропотливый человеческий труд, цель которого – сделать жизнь ангарчан лучше.
– Светлана Борисовна, у вас большой опыт работы в бюджетной сфере. Вы руководите аппаратом Думы АМО, а также возглавляете постоянную комиссию по бюджету. Как и за счет каких источников пополнять районный бюджет, на чем мы можем экономить и на чем зарабатывать деньги?
– Нисколько не преувеличу, если скажу, что ни одна бюджетная комиссия, работавшая на нашей территории ранее, не выполняла такой объем работы. Что значит провести за год 51 заседание бюджетной комиссии и рассмотреть 283 вопроса? Это колоссальный труд.
Что касается источников наполнения бюджета, мною в 2011 году была разработана муниципальная программа «Увеличение доходов бюджета АМО на 2011 год». К сожалению, по ней еще не начата активная работа. Но на основе этого документа будет разработана программа на следующий год. Для чего нужна эта программа? Она позволит нам по тем же источникам получать доходы в большем объеме. По этой программе в феврале-марте я, как разработчик, планирую провести учебу для руководителей и главных бухгалтеров всех бюджетных учреждений Ангарского района. Будем учиться строить грамотные отношения с предпринимателями, которые сотрудничают с бюджетными учреждениями. Причем отношения должны быть на условиях партнерства и взаимной выгоды. Предприниматель зарабатывает, при этом он не скрывает НДФЛ (а это один из основных источников дохода местного бюджета).
Мы живем в условиях рынка, здесь не может быть игры в одни ворота. Допустим, предприниматель желает заключить договор с учреждением, но выясняется, что за год он заплатил налогов 200 рублей. Я знаю многих предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения 15 процентов. Доходы минус расходы, с разницы – 15 процентов. Все так. Но есть некоторые тонкости в законодательстве, в результате предприниматель платит не 15, а 1 процент. Кому интересен такой партнер? Иди, предлагай свои услуги, но на другой территории.
– Можете привести примеры таких партнерских отношений, которые идут во благо территории?
– Нашими совместными усилиями с управлением здравоохранения, а также с одной из крупных страховых компаний на территорию Ангарского района приведены 600 тыс.руб. Это позволило лицензировать детские дошкольные учреждения. Из 80 детских садов еще не лицензировано 26, но к концу года эта работа будет завершена. Надо отметить, что деньги на эти цели в районном бюджете не были заложены. 600 тыс.руб. – средства привлеченные. Кроме того, эта же страховая компания обещала в 2012 году выделить деньги для оборудования дошкольного учреждения №105, которое посещают дети с нарушением зрения.
– Законотворческой деятельностью приходится заниматься? Вопрос не праздный, если учесть, что нынешний депутатский корпус и администрация АМО «унаследовала» хозяйство, которым много лет безраздельно и безнадзорно владела «команда». С их-то юристами и советниками. Каково работать с нормативными актами, принятыми «командой» под себя?
– Совместно с юристами аппарата Думы и администрации АМО, контрольными органами и управлением по экономике и финансам мы разрабатываем нормативные акты, которые закроют лазейки из бюджета. Поясню: многие расходы в бюджете ничем не регламентированы. Сейчас мы устанавливаем нормативные акты, которые наведут порядок в этой сфере. Думой АМО уже введено Положение о компенсации расходов за использование личного транспорта в служебных целях. В документе все четко прописано: как формировать эти расходы в бюджете, как получать и, что немаловажно, как контролировать. На ноябрьское заседание Думы АМО было вынесено на рассмотрение Положения о командировочных расходах. Его, к сожалению, не приняли: прокуратура посчитала, что это не входит в полномочия Думы. Но мы думаем над решением этого вопроса: положение должно действовать на территории.
Кроме того, мы разрабатываем и на декабрьской сессии будем обсуждать Положение о получении в аренду имущества от сторонних организаций. Пока мы рассматриваем аренду автомобилей. К данному вопросу до сих пор подходили бессистемно, решения каждый принимал кто во что горазд. В разрабатываемом нами положении будут установлены предельные нормы и прописан порядок получения в аренду транспортных средств.
Нужно утвердить и типовое штатное расписание для дошкольных образовательных учреждений. Я имею ревизорский опыт и знаю, насколько важен такой документ и для управления по экономике и финансам, и для контролирующих органов. Все разработанные положения, перечисленные выше, – это результат кропотливой и объемной работы, на которую ушло много времени.
– Одним из самых злободневных для Ангарска был вопрос сохранения и эффективного использования муниципального имущества. Не секрет, что за последние годы от него остались, что называется, рожки да ножки. Насколько по-хозяйски новая районная власть относится к муниципальной недвижимости, что делает для ее сохранения и эффективного использования?
(Продолжение следует)
Беседовала Ирина Сутырина, пресс-служба Думы АМО