Ученый и учитель, просветитель и организатор, поэт и художник, человек и гражданин – все это о первом российском академике Михайле Ломоносове. По масштабу личности и научной гениальности, по абсолютной энциклопедичности знаний и свершений с ним не сравнятся ни Леонардо да Винчи, ни Галилео Галилей, ни Исаак Ньютон, ни Иоганн Вольфганг Гете, ни Дмитрий Менделеев – величайшие ученые своих эпох.
300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова в ноябре этого года широко отмечалось ближе к столице и к его любимому детищу – Московскому государственному университету. К сожалению, у нас эта дата осталась почти незамеченной. «Почти» – потому что в библиотеке-филиале №1 имени Валерия Алексеева не смогли пройти мимо столь знаменательного для российской науки события.
Для разновозрастных аудиторий здесь был проведен ряд «бесед-поклонов» (как определила этот жанр библиотекарь Виктория Токарева) под громким названием «Ломоносовские чтения». Цель – напомнить слушателям об этом незаслуженно забываемом соотечественниками «умственном великане», как называли его современники.
Факты, подобранные Викторией Николаевной, надолго закрепят имя Ломоносова в памяти участников «чтений». Его открытия намного опережали науку того времени. Так, среди документов Михаила Васильевича есть чертеж машины, принцип действия которой был положен в 50-х годах ХХ века в основу вертолетов авиаконструктора Николая Камова (кстати, родившегося в Иркутске). В 1761 году, наблюдая прохождение Венеры по диску Солнца, Ломоносов сделал вывод, что Венера обладает атмосферой. Он придумал и ввел в употребление многие научные термины, без которых сегодня трудно представить ту же физику. Он был также одним из создателей современного русского языка, первым на русском, а не на латыни стал читать лекции в университете и писать научные труды.
Но перечисление достижений Михайлы Ломоносова явно не уместится в рамках газетной публикации. Главное, что участники девяти встреч, проведенных Викторией Токаревой, заново открыли для себя эту уникальную личность. Среди них – не только учащиеся 8-х и 9-х классов гимназии №1, 8-классники лицея №2 и 10-классники школы №25. В беседах также смогли поучаствовать коллективы воспитателей двух дошкольных учреждений. Может быть, кто-то из них после этого обнаружит в себе знаменитую ломоносовскую «упрямку», которая помогала ему всего добиваться в жизни, и проложит свой путь в науку?..