К нам в редакцию позвонил Николай Вениаминов. На прошлой неделе он стал свидетелем возмутительного происшествия в автобусе.
«Около 7 утра я сел на автобус №8, – рассказал звонивший, – спустя минут 10 в автобусе увидел такую сцену: на остановке «Север» молодая мама с ребенком собралась выходить и подала водителю 500 рублей. Он в ответ начал возмущаться: мол, нет сдачи. Женщина ответила, что других денег у нее нет. Тогда водитель… разорвал пятисотку пополам! Одну половину швырнул ей, другую оставил себе. Когда пассажирка и другие люди в автобусе стали возмущаться, просто рванул с места с открытой дверью. Мама с малышом чуть не упали и вынуждены были выйти, ведь ребенка нужно было отвести в садик, а женщина, видимо торопилась на работу. Автобус поехал дальше, пассажиры возмущались беспределом. Водитель в ответ матерился…»
Остальные повозмущались и забыли. А Николай Сергеевич, человек активный, руководитель профсоюзной организации, выйдя из автобуса, об увиденном не забыл. Записал номер автобуса – ВЕ 131 – и направился прямиком в транспортный отдел администрации города Ангарска жаловаться.
«Такие вещи не должны оставаться безнаказанными! Эта женщина явно не миллионы зарабатывает, раз ездит на общественном транспорте. Как мог водитель, мужчина, если он достоин этого слова, так поступить по отношению к пассажирке, да еще с малышом на руках?!» – гневно говорит Николай Вениаминов.
В отделе Николая Сергеевича выслушали. Обещали разобраться. Как рассказала нашей газете главный специалист транспортного отдела Галина Рожкова, по номеру автобуса был найден перевозчик – ИП «Вигриянов». Ему и было сообщено о происшествии на маршруте. По словам предпринимателя Сергея Вигриянова, водитель – виновник происшествия понес наказание. Он лишен премии, получил строгий выговор. Пострадавшая тоже уже была на автопредприятии и принесла на имя директора жалобу. Как выяснилось в процессе дальнейших разбирательств, водитель обе половинки разорванной пятисотки отдал женщине, а себе ничего не забирал. Это позволило пострадавшей обменять деньги в банке на целую купюру того же достоинства. Женщине были принесены извинения, конфликт, по мнению руководства ИП «Вигриянов», исчерпан.
Однако не закрыт вопрос об отсутствии сдачи с крупных купюр вообще где бы то ни было. По закону продавец или водитель, как лицо, оказывающее услугу, обязан иметь при себе сдачу. Гражданину на территории Российской Федерации не могут отказать в праве оплаты услуги или товара любыми деньгами, являющимися действующей валютой РФ. Будь то однокопеечные монеты или пятитысячные купюры. Нет сдачи? Виноват тот, у кого ее нет!
Это точка зрения закона. А есть и другая, водительская. По статистике, ведущейся перевозчиками, сотни людей в Ангарске ездят по утрам в общественном транспорте бесплатно. Для этого нужно всего лишь взять с собой купюру в 500 или 1000 рублей. В 7 утра у водителя, сдавшего вечером кассу, с нее ну никак сдачи не наберется. Конечно, это ни в коей мере не оправдывает поступок нервного водителя автобуса №8, но тем не менее факт налицо.
Что делать в таком случае? Ну уж, конечно, не купюры рвать.
Если расставлять все точки над «i», то водитель и пассажир вообще не должны конфликтовать. Потому что дело пассажира – оплатить проезд, а дело водителя – вести автобус.
В трамвае мы не спрашиваем сдачу у водителя, для этого есть кондуктор с сумкой мелочи. Почему же автобусные частные перевозчики позволяют себе экономить на кондукторе, свешивая всю работу на водителя? Да, невыгодно. Но зато и для водителя, и для пассажира удобно. И аварий на дорогах с участием автобусов, кстати, будет куда меньше.
Сейчас готовится альтернатива кондуктору: во всех автобусах установлены желтые ящики – платежные терминалы. Администрация города обещала торжественно запустить их в ноябре. Но уже декабрь, а ящики все еще безжизненно украшают салоны автобусов. Надеемся, что они заработают в новом году. Ну а пока на всякий случай готовим с вечера купюру помельче…