В выставочном зале Ангарского городского музея 9 декабря начала свою работу передвижная выставка «Середина земли», посвященная 350-летию Иркутска. Перед тем как приехать в Ангарск, экспозиция живописных и графических работ художников Иркутского региона побывала в Москве и Иркутске. На открытии выставки прозвучали полушутливые слова: «Прошла в трех крупных городах России».
Правда, количество работ, представленных на выставках в этих трех городах, было различным. Если в столичном выставочном зале Союза художников России (где картины выставлялись с 12 по 25 сентября) было представлено около ста полотен, то в Иркутске (октябрь-ноябрь) их количество перевалило за две сотни. В проекте участвовали и ангарчане: Евгения Прокопенко, Светлана Шубникова, Светлана Уварова, Юлия Бардина, Сергей Бусов, Анатолий Осауленко и Геннадий Неупокоев. Так что жители Москвы смогли получить представление о палитре ангарских живописцев.
Но у себя дома ангарчане гостеприимно уступили место в выставочном зале иногородним коллегам по художественному цеху. Здесь вниманию зрителя в основном представлены работы иркутян. Это 57 произведений искусства 40 авторов, выполненных в различных художественных жанрах и с помощью разных техник. Масло, акварель, темпера, цветные карандаши, уголь, офорты... Старые улочки Иркутска, его люди, берега Байкала – в реалистичных и авангардных воплощениях.
Участники проекта «Середина земли» – художники разных возрастов. Есть среди них и старейшие, заслуженные мастера: портретисты Анатолий Костовский и Виталий Смагин, Евгений Шпирко с видами старого Иркутска. Интересны офорты (разновидность гравюры на металле, известна с начала XVI века) отца и сына Шипицыных, карандашные рисунки Раисы Бардиной-Шпирко. Один из участников – китайский художник Чжау Хайнань.
Графических работ, по традиции, установившейся в музее, чуть меньше, чем живописных. В их число вошли иллюстрации и дизайн книги иркутянки Раисы Лобацкой «Строгий портрет в высоком кресле», презентация которой прошла в прошлом году в одной из библиотек нашего города.
Обращает на себя внимание триптих Татьяны Громыко «Древо жизни», напоминающий старорусские росписи, и авангардные «Виды воздействия природы» Павла Павлова, продолжателя изобразительной философии Павла Филонова. Это не картина, а пластический кроссворд, его не пишут, а «делают», посантиметрово, помиллиметрово вживляя в полотно новые элементы. «Разгадывать» такую картину можно бесконечно. Хотя у ангарчан все-таки в этом плане есть ограничения: выставка «Середина земли» в Ангарском городском музее будет работать до 21 января 2012 года.