В начале декабря из обучающей поездки в Москву вернулись четыре педагога МОУ «СОШ №40». Вернулись вдохновленными и обнадеженными – отныне обычная ангарская школа становится опорной площадкой по энергосбережению в рамках программы «Школа нового поколения» благотворительного фонда «Вольное дело», который основал российский предприниматель Олег Дерипаска.
Сотрудничество школы №40 с энергетическим факультетом ИрГТУ и «Иркутскэнерго» продолжается уже третий год. В школе действует энергопрофиль, ребята из энергоклассов ездят на лекционные и лабораторные занятия в университет.
В начале октября 2011 года представителей школы пригласили на семинар с представителями фонда «Вольное дело», который проходил в Иркутске. Там им было предложено сотрудничество по программе «Школа нового поколения», зарегистрированной в Министерстве просвещения Российской Федерации.
Эта программа подразумевает повсеместную модернизацию учебного процесса. Основной упор делается на научно-исследовательскую деятельность ученика во время занятий. Главное – чтобы его научили учиться, привили ему вкус к приобретению знаний, способность к непрерывному обучению в течение всей жизни. Ученики «школы нового поколения» в перспективе будут обладать креативным критическим мышлением и лидерскими качествами. В них предполагается воспитывать привычку к экологическому образу жизни и уважение к другим культурам, людям других национальностей.
Чтобы познакомиться с такой чудо-школой на практике, ангарские педагоги отправились в столицу, где на базе общеобразовательной школы №26 в конце ноября – начале декабря состоялся еще один семинар. Разработчики современных обучающих программ для школьников готовы были поделиться с коллегами своим опытом.
На время пятидневного обучения директор школы №40 Любовь Смольницкая, заместители директора Людмила Шинкаренко и Ирина Буржатова и учитель-инновационник Нина Рубцова, а также их коллеги из ангарской гимназии №8, также принимавшие участие в семинаре, превратились в старательных учениц. На собственном примере им показывали, как можно в игровой форме сформировать у ребенка намеченные ценностные установки, разъяснить ему необходимые правила и нормы. Разбившись на команды, им пришлось искать на звездном небе осколки распавшегося созвездия, строить модель корабля «Арго» и отыскивать его путь на карте.
Таким образом ангарские педагоги познакомились с несколькими новыми технологиями обучения. Теперь им не терпится опробовать их уже на своих учениках. Не все они кажутся приемлемыми для ангарской системы образования, поскольку требуют финансовых вложений и перестройки привычного учебного плана.
Особенно понравилась учителям из Ангарска технология электронного обучения. Она предполагает, что даже в начальной школе на парте у каждого ученика – свой компьютер. Роль учителя при этом сводится к сопровождению учебного процесса, он не наставляет, а движется параллельно ребенку. Плюсы длительной образовательной игры (так называется еще одна методика обучения) преподаватели смогли почувствовать на своем опыте: забавы с кораблем «Арго» оказались частью урока по истории.
Самым реальным для ангарской действительности остается проект «Робототехника». В школе уже проводились эксперименты – на перемене часть детей предпочитает беготне конструктор «Лего», что сразу же положительным образом сказывается на их способностях.
И наконец, в минувший понедельник, 12 декабря, школу №40 посетила менеджер фонда «Вольное дело» Мария Грачева. Этот ответный визит столичного специалиста был наилучшим подтверждением того, что ангарская школа сделала первые шаги на пути к «школе нового поколения».