С 15 декабря во всех пунктах продажи льготных проездных билетов появились пластиковые карточки. Приобрести такую карточку можно, как и ранее обычный проездной, за 150 рублей. А вот прокатиться по ней пока не удастся. Терминалы в автобусах заработают только 1 января.
Льготники будут первыми
Пенсионеры, с трудом привыкающие к новому, в смятении – карточка будет обязательной для всех льготников. Как же ей пользоваться, с какой стороны, так сказать, подойти?
Созданием новой системы оплаты проезда в городском транспорте занималось ЗАО «Байкальская транспортная система». Как рассказывает его представитель Юрий Перфильев, для оплаты проезда достаточно приложить карту к желтому терминалу в автобусе. Терминал распечатает чек, который в случае контроля на линии нужно будет показать контролеру. Картой может пользоваться только ее владелец. В случае возникновения у контролера сомнений в том, что пассажир действительно льготник, он вправе запросить на проверку документы, подтверждающие льготу.
За крупный багаж, который по правилам перевозок должен быть оплачен, рассчитываться карточкой нельзя. В этом случае владелец социальной карты обязан оплатить сумму провоза багажа водителю наличными. Количество поездок, совершаемых ежемесячно, для льготников не ограничено.
Сюда не езди! Туда езди!
Как рассказал председатель некоммерческого партнерства «Союз ангарских автоперевозчиков» Сергей Шарков, опознать автобус, в котором можно проехать по карточке, несложно. На всех транспортных средствах, оснащенных терминалами, имеется специальный логотип. Всего на данный момент это 183 автобуса средней и большой (на маршруте №5 Ангарск – Юго-Восточный) вместимости.
По мнению начальника транспортного отдела администрации города Ивана Лукьянова, это весь городской автопарк. Однако, как сообщил Сергей Шарков, на маршрутах города работают еще 70 «Газелей». В них терминалы установить невозможно технически (не хватит места). А значит, теперь льготникам в «Газель» садиться нельзя. Проездной там действовать не будет.
Есть и еще одно «но», о котором транспортный отдел города предпочел не упоминать на официальной пресс-конференции: терминалов нет на автобусах предпринимателя Коротких (маршруты 28, 27, 41). Почему-то «Байкальская транспортная система», оснащавшая за свой счет (денег города сюда, по уверениям Лукьянова, не вложено ни копейки) терминалами транспорт Ангарска, этого предпринимателя проигнорировала. Какие уж там у перевозчиков между собой подковерные интриги, нам неведомо. Но люди, пользующиеся этими маршрутами, однозначно пострадают. Нет терминала? Льготники по проездному ездить не могут. Только за наличный расчет.
А в трамвае?
В идеале, электронные карточки будут действительны и в трамваях. Терминалы там, по крайней мере, были установлены. Но не так давно желтые ящики из вагонов исчезли. Так как же ездить?
Как рассказал директор МУП «Ангарский трамвай» Олег Абдукадыров, сняли терминалы в вагонах, потому что они не прошли тестовую проверку. По мнению трамвайщиков, стационарные терминалы для вагонов не подходят. Их сдали обратно производителю. И теперь ожидают новых, более пригодных. Пока терминалы в пути, ездить на трамвае по электронному проездному теоретически нельзя. Но людей продолжат возить бесплатно. Для этого в пунктах продажи льготных проездных карт вместе с пластиковым проездным каждому льготнику выдадут традиционный, бумажный. Он будет действителен только в трамвае.
По прогнозам Олега Абдукадырова, терминалы появятся в вагонах уже в феврале, тогда необходимость в бумажном проездном полностью отпадет. А вот выглядеть терминалы для трамваев будут необычно – желтый ящик будет не твердо закреплен в салоне, а… надет на шею кондуктору. Логика не совсем понятна. Ведь именно взять на себя функции кондуктора-человека и призван электронный аппарат. Так зачем кондуктор должен носить кондуктора? Затрат-то выйдет куда больше: и на зарплату человеку, и на дальнейшее обслуживание терминала, пусть и бесплатно установленного…
Олег Абдукаримович настаивает на том, что два кондуктора – это нормально. И даже хорошо. Хотя любой предприниматель, работающий во имя прибыли и процветания своего предприятия, так бы не посчитал. Но тут ведь другое дело: трамвай содержит городской бюджет (читай – жители). И хоть два кондуктора будут по вагону за наши деньги ходить, хоть три – разницы никакой…
Льготник и пластик: тонкости взаимоотношений
1. Продление карты
Срок службы пластиковой карты очень большой. В отличие от бумажного проездного она не рвется, не мнется и практически не изнашивается. Однако раз в месяц карточку нужно продлять. Эта процедура тоже будет для льготников обычной. С 15 числа текущего месяца по 10 число следующего месяца продлить карту можно будет во всех почтовых отделениях Ангарска и в информационно-справочном центре ЗАО «Байкальская транспортная система» на автостанции. Продлить карту можно также после того, как ей не пользовались несколько месяцев.
2. Неисправность карты
Если карта не работает, нужно обратиться в тот же справочный центр, написать заявление и сдать её оператору. Будет проведена экспертиза. Если карта изначально бракованная, ее заменят бесплатно. А если ее повредил сам льготник, за изготовление новой карточки придется заплатить (сверх 150 рублей, положенных на проезд).
3. Утрата карты
Если льготник потерял карту, то изготовление новой придется оплатить дополнительно (опять же, сверх 150 рублей).
4. Мошенничество
Если кто-то попытается смошенничать и оформить две карты на одного человека (неважно, сам льготник, кто-то из его родственников или сторонний мошенник), все карты на имя данного льготника будут автоматически заблокированы.
Более подробную информацию о проездных пластиковых картах можно узнать в информационно-справочном центре по телефону: 52-85-28.