Ангарский ветеран собирается в Москву на юбилейный парад
Его глаза сейчас блестят так же, как звезды на груди. 9 мая 85-летний ангарчанин Алексей Леонтьевич Телеляев будет идти по Красной площади в колонне ветеранов. Наш земляк и сотни других участников Великой Отечественной войны станут главными героями большого юбилейного торжества. То, что в Москву на праздник должен поехать именно Алексей Телеляев, стало известно в начале марта. «У нас не было сомнений, что именно эти ветераны – ангарчанин Телеляев и шелеховчанин Гершенович – должны представлять Иркутскую область на параде в честь 65-летия Победы, – сказал председатель областного совета ветеранов войны Валерий Игнатов. – Не так уж и много осталось у нас фронтовиков, вся грудь у которых в орденах. А эти два ветерана – как раз из таких. Учитывали мы и самочувствие прошедших всю войну людей».
«Эх, самочувствие! Раньше с пушкой управлялся, по Европе с ней шагал, от Москвы до Чехословакии, а теперь по комнате с трудом хожу!» – Алексей Леонтьевич на здоровье редко жалуется. Но с годами возраст и боевые ранения дают о себе знать всё сильней. Плохо слышать он стал еще в годы войны. Пять лет провел возле грохочущих орудий, в 1944 году, когда в двух метрах от него разорвался вражеский снаряд, был контужен. Сейчас держится молодцом, только вот ногу прихватило. Накануне сборов в дальнюю дорогу придется подлечиться в больнице. Перед самой госпитализацией нам удалось поговорить с ветераном-орденоносцем.
Война застала семью Телеляевых в Казахстане. По громкоговорителю на площади было объявлено о вероломном нападении фашистской Германии. Алексею тогда было 16 лет. Летом 41-го на фронт ушел его отец. Через год от главы семейства пришла последняя весточка из-под Сталинграда. В письме он рассказывал, что за боевые заслуги был поощрен командованием. Самого Алексея Леонтьевича призвали в феврале 1943 года. После обучения в Ташкентском пехотном училище новобранец был отправлен под Москву, где шло формирование основных военных частей. Курсант Телеляев попал в артиллерийские войска. «Я был наводчиком дивизионной пушки ЗИС-3, – рассказывает Алексей Леонтьевич. – Сейчас такую можно увидеть возле Музея Победы. Надежное орудие, но тяжеленное. Один ЗИС требовал слаженных действий пяти человек. Прицел – моя стезя. Многие не учитывали расстояние от рамы до ствола, а я четко это знал». Боевой расчет Алексея Телеляева в составе 3-го Украинского фронта был брошен к Днепру. Главной целью было освобождение Кривого Рога. Немцы огрызались, но отступали. И только потом стало ясно, что это было тактическим ходом врага, который заманивал советские войска в «котел». Лишь немногим из 63-й механизированной бригады удалось вырваться из окружения. Машина, на которой ехал артиллерист Телеляев, попала под обстрел. В живых остался только молоденький курсант. Он бежал потом 40 километров на звук идущих танков. На слух понял – это наши!
Позже он еще не раз будет на волосок от гибели. Во время ожесточенного артобстрела в Венгрии разорвавшимся поблизости снарядом оторвало ногу стоящему рядом сослуживцу, а Телеляева не задело, только оглушило взрывной волной. Он потом два километра будет идти до ближайшего боевого расчета, и летевшие градом пули каким-то чудом минуют его. «Я добрался до окопа, в котором был мой друг Сашка Усов. Они не могли даже носа высунуть из блиндажа – так жарило со всех сторон! Поднявшийся на секунду боец тут же был убит осколочным снарядом. Его тело закрывало собой окоп, принимая на себя пули. Увидев меня, бойцы ахнули: «Ты как смог дойти?» Не знаю как, но дошел!» – вспоминает Алексей Леонтьевич. Среди военных историй ветерана Телеляева немало невероятных. Одна из них случилась в Чехословакии. Дело было в самом конце войны, в победном мае 45-го. Наши войска уже подходили к Праге, и весть о скорой капитуляции фашистов витала в воздухе. 8 мая немцы уже не оказывали сопротивления, они толпились возле дорог с винтовками и автоматами в руках, но идущие советские колонны не трогали. В какой-то момент налетевшая авиация союзных войск начала обстрел с воздуха. Бомбы рвались над головами людей, и каждый искал путь к спасению. Оказавшийся в толпе метавшихся солдат Алексей Телеляев выбил стекло в окне ближайшего дома, заскочил внутрь и прыгнул в открытый подвал. Когда бомбежка немного утихла, он понял, что находится в тесном помещении не один. В подвале сидели несколько десятков немцев! Они не тронули молодого артиллериста, а он еле дождался окончания обстрела. Так судьба ему подарила еще одно счастливое спасение. Уже на следующий день Алексей Телеляев вместе со своим полком въезжал победителем в освобожденную Прагу. Чехи кричали им: «Мы вас три года чикали (ждали)!» – и обнимали, как родных. Ночь с 9 на 10 мая наши бойцы провели на главной площади города, спали возле своих орудий на плитке. Это была первая ночь без войны.
Украина, Болгария, Румыния, Венгрия, Чехословакия… Орден Боевого Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За освобождение Праги», ордена Отечественной войны I и II степеней... Один из них Алексей Савельевич получил за то, что подбил в сражении пять танков. Всего же в его личном боевом зачете значится 13 вражеских танков. Знаменитая песня «Этот день Победы», ставшая гимном той войны, – про таких, как Алексей Телеляев. Это он прошагал пол-Европы, это он приближал день Победы как мог. Последний свой бой он принял на Востоке, в Порт-Артуре, куда был переброшен из Чехословакии летом 1945 года. Домой вернулся только через три года после окончания войны. Получил диплом Оренбургского пединститута и 40 лет своей жизни отдал школе. В Ангарск семья Телеляевых переехала из Семипалатинска в 1995 году.
«Мне на днях из соцзащиты звонили, спрашивали, нужно ли что-нибудь из парадной одежды приобрести, – говорит ветеран. – Ничего не нужно, все в жизни есть, все идет, как должно идти. На парад поеду в своем пиджаке, на котором под каждый орден своя дырка имеется. Из сопровождающих со мной будет старший сын Николай. Дальняя дорога, но долгожданная. Давно хотелось побывать там, откуда я начинал войну. Лишь бы здоровье позволило. А почему вы не спросили, было ли страшно на войне? Страшно. И вспоминать всё это страшно. Но для себя я решил так – буду рассказывать, буду вспоминать. Сейчас, накануне 65-летия окончания войны, многие приходят с расспросами, и я всё всем рассказываю. Пусть знают, как мы шли к Победе!»