О том, что в МОУ «СОШ №6» будет организован класс для детей с заболеваниями центральной нервной системы, но сохранным интеллектом, мы уже писали, и не раз. И вот с того момента, как 12 ребятишек с ДЦП – учащиеся 5 класса – начали осваивать пространство школы №6, прошел месяц. 20 декабря директор школы Инна Морозова рассказала журналистам о том, как происходит адаптация новых учеников.
Школа №6 занимается обучением детей с ДЦП начиная с 2003 года, но ранее это происходило на базе специализированного детского учреждения №9, где ребята осваивали общеобразовательную программу с 1 по 4 класс в специально оборудованном кабинете. Набор в начальную школу производился раз в 4 года в количестве 12-14 человек – именно столько детей, по словам заместителя начальника управления образования администрации АМО Елены Гуренковой, как правило, готовы приступить к обучению.
В классе они получают возможность осваивать общеобразовательную программу с недельной нагрузкой в 21 час, а не 8 часов, как на домашнем обучении. Ранее после выпуска из начальной школы ребятам с ДЦП чаще всего приходилось выбирать этот вид обучения. Теоретически они могли поступить в 5 класс любой общеобразовательной школы АМО, но практически это было трудноосуществимо. Ни школы, ни обычные ученики (как правило, безжалостные к тем, кто не похож на них) не готовы к появлению в их стенах особенных учеников.
А в школе №6, как нам удалось убедиться, для их комфорта создаются все условия. «Почву» для появления класса для особенных детей здесь начали подготавливать за несколько лет. Согласно муниципальной целевой программе «Интеграция детей, больных ДЦП, в образовательный процесс школы», действующей на территории АМО с 2009 года, входы и выходы из школы, коридоры первого этажа и несколько кабинетов были оснащены специальным оборудованием, пандусами и поручнями.
Учителя-предметники прошли обучение на курсах повышения квалификации по темам «Коррекционное обучение детей с ДЦП». Был составлен учебный план, по нагрузке мало отличающийся от обычного учебного плана для 5 классов: ведь с интеллектом у ребят с ДЦП все в порядке, а их усидчивости и тяге к знаниям здоровые школьники могут только позавидовать. Директор Инна Морозова рассказала, как ребята из 5«в» поразили ее уже в первый день своей школьной жизни. После занятий они отправились не куда-нибудь, а знакомиться со школьной библиотекой!
Пожалуй, самым важным и внушавшим наибольшие опасения был момент интеграции детей с ДЦП в коллектив школьников. Примут – не примут? Анкетирование учащихся началось с 2003 года, параллельно проводились разъяснительные работы, общие мероприятия. Последний из опросов показал: 87 процентов учащихся 5-11 классов считают, что дети с ДЦП могут получать образование в общеобразовательной школе.
Сегодня 12 человек из 5«в» класса без труда общаются с другими школьниками на переменах, легко находя с ними общий язык. Они занимаются с учителями-предметниками, в изостудии, компьютерном и хоровом классах, а также в спортивном кабинете (чтобы попасть в общешкольный спортзал, нужно спуститься на 5 ступенек, которые остаются пока непреодолимым препятствием для этих ребят). Трудятся они усердно, и преподаватели утверждают: среди новых учеников есть настоящие таланты.
На реализацию программы «Интеграция детей, больных ДЦП, в образовательный процесс школы» из бюджета АМО в 2011 году было выделено 1882 тысячи рублей. На дополнительное оснащение по федеральной программе «Доступная среда» поступило еще 1150 тысяч рублей. Планируется, что из районного бюджета на следующий год на те же цели будет выделено полтора миллиона.
Администрация школы сейчас ожидает прихода нового специализированного оборудования, уже заказанного и оплаченного. Шведские стенки и мягкие спортивные модули, вертикализаторы, программируемые клавиатуры и специализированные компьютерные мыши могли бы помочь ребятам с ДЦП сделать процесс обучения еще более доступным.
В планах школы – перевод в свое здание из детского сада начальных классов и, конечно, дальнейшая социализация детей, больных ДЦП, в обществе. Но уже сейчас по глазам учеников 5«в», по их открытым улыбкам, по тому, как свободно и спокойно они общаются со взрослыми незнакомыми людьми, видно, что педагоги на верном пути.