На пресс-конференции, проходившей в середине марта, начальник управления образования администрации АМО Наталья Белоус озвучила проблемы МОУ «Начальная общеобразовательная школа №18», что находится в нынешнем микрорайоне Новый-4 (бывшем 4 поселке). Как любая малокомплектная поселковая школа, она расходует больше денежных средств, чем на нее должно отпускаться по нормативам, действующим с 2009 года. Это и стало причиной ее грядущей реорганизации. На бумаге план преобразования школы №18 в филиал ближайшего городского общеобразовательного учреждения – школы №25 – выглядел превосходно и никаких нареканий не вызывал. Но в реальности всё оказалось намного сложнее.
Директор начальной школы №18 Алла Потапова рассказала, что тревожную новость она узнала от родителей своих учеников, а они услышали об этом по телевидению. Чиновники управления образования не спешили оповестить ее о своем решении. После звонков Аллы Николаевны в управление образования было созвано родительское собрание, на котором Наталья Белоус предложила родителям на выбор три варианта развития событий.
Первый – добрать, согласно нормативам, учеников в школу, чтобы в каждом классе их было по 25. (Хотя по аккредитации школа рассчитана только на 56 детей.) Сейчас в четырех классах обучаются 43 ребенка, четверть учащихся привозят сюда из города. Добрать детей до нормы при том, что даже городские школы испытывают с этим трудности, невозможно.
Второй путь решения проблемы – закрыть школу и организовать подвоз поселковых детей в ближайшие городские школы (например, №25). Путь тупиковый. Во-первых, подвоз к школе 25 здесь уже пробовали организовать для тех детей, кто окончил здесь начальные классы. Это продолжалось немногим больше месяца: автобус то приезжал за детьми, то не приезжал, а назад они должны были добираться сами. В школе №18 70 процентов детей малообеспеченные, родители копейки на жизнь подсчитывают, не всегда могут оплатить питание ребенка в школе, а тут еще – дорога до города. Во-вторых, в этой школе обучаются дети, 30 процентов которых при поступлении имеют бытовую запущенность, а 5 процентов – диагноз «необучаемые». Из городских школ их отсеивают с предложением посидеть еще год дома, а здешние учителя, занимаясь с этими детьми, добиваются хороших результатов. Доказательство – благодарственные письма, грамоты, сертификаты учащихся, которые украшают уголок «Наши успехи». Ни для кого не секрет, что если ребенка из поселка принимают в городскую школу, он все равно остается там чужим. Большинство городских учеников (да и учителей) смотрит на этих детей свысока, как на людей второго сорта. Так было всегда – об этом до сих пор вспоминают выходцы из Нового-4. В-третьих, многие приходят сюда учиться потому, что в городе для поступления в школу необходим денежный взнос – «добровольное родительское пожертвование», а в школе №18, как в лучшие советские времена, такое понятие в принципе отсутствует!
Организовать в здании поселковой школы филиал школы №25 – вариант, за который ратует управление образования. Это позволит уволить административный аппарат школы №18 (вернее, убрать лишние штатные единицы) и высвободить таким образом средства на выплату зарплаты учителям. Дети останутся в своем здании, с родными педагогами. Этот план родители отвергли, как и два предыдущих, справедливо заподозрив здесь первые шаги к закрытию поселковой школы. Они помнят, как подобная реорганизация происходила с д/у №39, который был присоединен к детскому саду №7. В школе всего четыре учителя, двое уже заявили: в случае присоединения они уходят. Здесь педагоги вынуждены совмещать должности, хоть этим добиваясь приемлемой платы за свой труд. Если уберут ставки директора, завуча, психолога, – учителя не смогут остаться на своих рабочих местах: им просто не выжить на зарплату, которую они в таком случае будут получать. У людей сработает инстинкт самосохранения, а школа самоликвидируется. Если, конечно, в здание филиала не будут приезжать учителя из 25 школы. Но ведь они тоже не захотят работать бесплатно. А какая разница, кому доплачивать – прежним учителям или новым?
Презентация, которую провели для родителей учителя школы №25, их только рассмешила. Им преподнесли группу продленного дня и кружки, как дикарям – бусы из стеклышек, думая этим привлечь. Единственное, чего нет в школе №18, по сравнению с 25-й, – это бассейн. А все остальное, начиная с внешнего вида… Сравните сами: серое неулыбчивое трехэтажное здание и расписной терем-теремок, в котором ребятишки могут бегать босиком по застеленному ковром полу, где уютно, как дома, а убранство больше всего напоминает детский сад. Какими бы первоклассными ни были кружки в городской школе – они платные, и не все смогут их себе позволить. А в поселковой – хоровой, танцевальный и драмкружок абсолютно бесплатны и со стопроцентным посещением. Расписание выступлений ребят достаточно плотное. Вот, например, 16 апреля – концерт в Доме ребенка, в 13 микрорайоне; 19 апреля – мероприятие в детском саду для детей-инвалидов; сейчас идет полным ходом подготовка к майским праздникам – поздравления для ветеранов войны. Многие дети в школе находятся с 7 часов утра и до 7 вечера – в какой городской школе есть такая группа продленного дня? Кроме того, учащиеся получают трехразовое горячее питание, для некоторых это единственная возможность нормально поесть.
Родители детей, обучающихся сейчас в школе №18, в своих учителях уверены, а вот будут ли работники 25 школы так же безраздельно отдаваться своему делу – сомневаются. В поселке всё про всех знают, благодаря этому каждому ребенку обеспечен индивидуальный подход. Коллектив школы и учащиеся живут одной большой дружной семьей. Всего этого дети из филиала будут, скорее всего, лишены. Поэтому трое уже известили директора – если школа станет филиалом, мы забираем детей. Так не только педагоги, так и ученики разбегутся. Итог тот же – самоликвидация. При этом раскладе часть детей пойдет учиться в другие школы, а кто-то «потеряется» и вообще не получит образования – есть в поселке и такой контингент.
Связана с этой ситуацией и еще одна неприятная история. Чтобы устранить школу, которая своим существованием портит чистоту отчетов ангарского управления образования перед областным министерством, многое было преподнесено публике в несколько искаженном виде. Так, после отказа родителей обучать детей в какой-либо другой школе, кроме 18-й, Наталья Белоус во всеуслышание заявила, что уровень преподавания здесь низкий, школа еле прошла аккредитацию, дети не получают необходимых знаний. В ответ последовала буря негодования и возмущения от родителей в адрес управления образования, чего не ожидали ни Наталья Николаевна, ни Алла Николаевна. Об успехах учащихся свидетельствуют их награды, трое учителей из четырех имеют первую квалификационную категорию. Аккредитацию школа прошла в сентябре, первой из всех городских, с 57 процентами против 50 положенных по закону. Это при том, что в школе новый директор и завуч. При том, что одна из лучших городских школ – 27-я – аккредитацию не прошла!
22 марта была еще одна встреча родителей с Натальей Белоус, которая ничего не изменила. Недавно директору школы №18 сообщили из управления образования, что готовится постановление о реорганизации поселковой школы в филиал 25-й и что для этого уже не требуется согласия родителей, достаточно постановления мэра. Родители и учителя пишут письма с просьбой о помощи – депутату городской Думы по данному округу Владимиру Жукову, председателю ангарской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Ольге Селюгиной, губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву. Жители поселка собирают подписи в защиту школы – для них это не только место, где дают первые, фундаментальные знания их детям, это единственный культурный центр поселка. Не верится, что в Год учителя могут закрыть поселковую школу. Всем не хватает финансирования, а здесь даже денег не требуют, как-то справляются своими силами. Просят только ничего не менять. Неужели просьбы учителей, любящих детей и свою профессию, ценятся в нашем городе ниже цифр в отчетах?