Первый месяц нового года – хорошее время для подведения итогов года прошедшего и озвучивания планов на текущий год. Депутаты Думы Ангарского района приняли бюджет. Новая власть – законодательная и исполнительная – разменяла второй год своего руководства территорией. О том, что сделано в 2011 году и каковы планы на год 2012-й, мы говорили с мэром АМО Владимиром Жуковым.
– Владимир Валентинович, какие события 2011 года вы считаете знаковыми?
– Во-первых, мы остановили процесс расхищения муниципальной собственности, который процветал на территории района в последние годы – годы правления «команды». Во-вторых, мы заложили хороший фундамент для развития АМО. В чем это выражается? В принятии Генплана, подготовке схемы территориального планирования. Это очень важно, без этих документов развитие территории невозможно. Третий значимый момент: мы вошли в программы софинансирования, привлекли серьезные деньги из областного и федерального бюджетов – на строительство школы в 7а микрорайоне, трех детских садов, на увеличение зарплаты работникам бюджетной сферы (новая система оплаты труда) и т.д. На модернизацию системы здравоохранения Ангарское муниципальное образование за два года (в 2011-2012 гг.) получит 911 млн руб., из них 480 млн руб. уже освоено. Это ремонт учреждений здравоохранения, приобретение нового дорогостоящего оборудования, в основном диагностического, открытие новых и ремонт существующих фельдшерско-акушерских пунктов.
– Экономический кризис в стране вроде бы не закончился. Откуда у нас деньги на развитие?
– Городской бюджет за последний год увеличился незначительно, доходы на начало 2011 года – 0,917 млрд руб., на начало 2012-го – 1,069 млрд руб., бюджет Ангарского района по сравнению с началом 2011 года увеличился более чем на 500 млн руб. Это объективный показатель работы территории, бюджетной комиссии, руководителей администрации и управлений структурных подразделений по экономике и финансам, управления здравоохранения и др.
– Миллиард – у города, почти три – у района. Консолидированный бюджет, надо полагать, позволил бы решать вопросы развития территории более эффективно.
– Вопрос объединения – это главный политический вопрос. Вокруг этой темы много спекуляций и шумихи, которая мешает, забалтывает вопрос. Не суть важно, кто автор выдвинутой инициативы и кто кого поддерживает. Народу все равно, чья идея – Жукова, Михайлова ли. Люди ждут решения вопроса двоевластия. Мы должны сохранить единое территориальное административное пространство и обязаны это сделать, разобравшись во всех тонкостях досконально и продуманно, найти такое решение, которое пойдет на пользу территории. Для этого нужно просчитать и экономическую, и политическую составляющую вопроса. Что получит территория и каждое поселение в случае объединения?
Нужно учесть все возможные плюсы и минусы. По предварительным прогнозам, экономия будет существенная. Единая администрация даст возможность сэкономить не менее 170 млн руб. Освободятся помещения, их можно сдавать в аренду – это тоже наполнение бюджета. Кроме того, сократятся все административные дистанции, сроки решения вопросов, различных согласований и т.д.
В чем преимущества консолидированного (единого) бюджета? Многие расходы можно минимизировать, потому что не будет пересечения полномочий. Например, дороги – внутрипоселенческие и межпоселенческие – их содержать и ремонтировать сможет одно предприятие. Бюджету это обойдется гораздо дешевле, чем сейчас.
От объединения выиграют все муниципальные образования Ангарского района. Ни одно поселение в одиночку не осилит размещение и содержание такой инфраструктуры, ее полноту и разнообразие, которую может себе позволить объединенный муниципалитет. Сегодня мы имеем предпосылки для развития в составе единого муниципального образования каждой территории и ее эффективного использования. На землях Савватеевки можно развивать сельское хозяйство, сферу отдыха и туризм, Мегет – территория логистики, Одинск – это возможность развития национальной культуры и т.д.
– Преимущества объединения понятны. Но имеет ли смысл централизировать все? Куда обращаться, если надо поставить заплатку на мегетской улице? Может, какие-то мелкие задачи, вопросы благоустройства, не требующие значительного финансирования, сельские поселения и городские окраины в состоянии решать сами?
– Это очень важный вопрос, и он нуждается в тщательной проработке. Одинск, Савватеевка, Мегет должны иметь статус юридического лица. Территории должны быть достаточно самостоятельны, чтобы решать вопросы благоустройства и содержания собственной инфраструктуры. Кроме того, необходим орган, который представляет интересы нынешних микрорайонов Ангарска – Юго-Восточного, Китоя, Цемпоселка и др. Там могли бы обсуждаться вопросы, актуальные для этих территорий, и приниматься решения.
– Каковы планы Ангарского муниципального образования на 2012 год?
– Хочу еще раз вернуться к участию АМО в региональных и федеральных программах на условиях софинансирования. Местный бюджет в одиночку не осилит дорогостоящие проекты по реконструкции и строительству. Но у муниципальных образований есть возможность участия в федеральных программах, и это нужно использовать максимально. Так мы решим многие проблемы. Например, нехватку мест в дошкольных детских учреждениях. В прошлом году мы забрали 6 зданий бывших детских садов, которые были ранее отданы в аренду предпринимателям под их бизнес. Будем возвращать эти объекты в систему образования. Для этого делаем проектно-сметную документацию, экспертизу. Таковы условия включения в программу на условиях софинансирования. Надо сказать, что по такой схеме можно было работать давно. Но бывшая районная власть инициативу в этом вопросе не проявляла. В других муниципалитетах строились детские сады на средства регионального и федерального бюджетов, у нас – нет. Будем исправлять это упущение.
– Ремонтные работы, а тем более строительство – дело долгое. У нас есть недострой – школа в 7а микрорайоне, этот объект не могут достроить уже 20 лет.
– Строить и ремонтировать можно по-разному. Есть требования 94 ФЗ, выполняя которые, работать оперативно очень сложно. Проектно-сметная документация, экспертизы, проведение конкурсов затягивают время. Значит, будем использовать другие варианты. Например, создание муниципальных автономных учреждений. Опыт уже есть. Ремонт стадиона «Ангара», открытие многофункционального центра в здании бывшего магазина «Сибирячка» – все это могло затянуться на годы, но мы смогли осилить этот объем в разы быстрее. Например, на МФЦ ушло лишь 5 месяцев – на днях будет открытие центра.
Отдельно стоит сказать о выделении площадок под строительство объектов соцкультбыта и спортивных сооружений. Это более чем актуально для Ангарского района, в котором долгие годы открывались лишь новые магазины. Думаю, жители города со мной согласятся, что нам нужны не торговые точки, а сады, школы, спортивные залы, доступное жилье. Мы выделяем площадку под строительство школы в Китое, школы и детского сада в Мегете. В каждом муниципалитете района – под малоэтажную застройку. Этого требует федеральное законодательство – мы должны предоставлять отдельным категориям граждан земельные участки на безвозмездных условиях. В этом году выставляем на торги земельный участок в 31 микрорайоне под 170 тыс. кв.м жилья. Многоэтажная застройка может быть использована для оборотного фонда по аварийному жилью. Кроме того, есть федеральные программы по строительству жилья для обеспечения муниципальных служащих. Раньше мы не могли заниматься этим вопросом – не было Генплана, не было территориального планирования. Сейчас есть, значит будем работать и в этом направлении.
– Дворовый спорт, культура у нас всегда были в загоне.
– В этом году мы планируем попасть в программу софинансирования по строительству на территории АМО физкультурно-оздоровительных комплексов. Участки для этих целей зарезервированы в Одинске, Мегете, Китое, под эти же цели нужно изыскать участки в г. Ангарске. Речь идет о быстровозводимых комплексах стоимостью до 50 млн руб., которые должны заменить собой корты во дворах. Начать можно с малого – было бы желание. А реальная возможность воплотить эти планы в действительность у нас есть.
Беседовала Ирина Сутырина, пресс-служба Думы АМО