Всего пять месяцев назад, в августе, было принято решение перепрофилировать здание бывшего магазина «Сибирячка». Его площадей – 1200 кв. м первого этажа – оказалось вполне достаточно, чтобы расположить в нем многофункциональный центр.
Что такое МФЦ и с чем его едят? Есть соответствующее постановление правительства о создании на территории РФ МФЦ – этими вопросами должны заниматься субъекты федерации, то есть областные власти. Губернатор Дмитрий Мезенцев публично говорил о том, что в нашем регионе должно быть открыто 15 МФЦ. К созданию центров предъявляются жесткие требования – площадь должна быть не менее 800 квадратных метров. Здание должно быть удобным, чтобы его могли посещать разные граждане, в том числе и те, у кого ограничены физические возможности.
Проверить, соответствует ли готовый к открытию ангарский МФЦ этим требованиям, на прошлой неделе приезжали гости из Иркутска: заместители министра социального развития, опеки и попечительства Наталья Кириллова и Лариса Ануфриева. Вместе с ними во встрече с руководством Ангарского района принимали участие и их коллеги из органов опеки муниципального уровня.
Все отметили готовность здания к открытию, и в первую очередь то, что за пять месяцев проделан такой объем работы. И дело не только в ремонте здания: само оказание ангарчанам услуг государственными органами в новом качестве – это дело новое, необкатанное не только для Ангарска, но и для области. Ангарское муниципальное образование не стало дожидаться, пока дойдет наша очередь и область предоставит нам готовый МФЦ. АМО пошло на немалые затраты из собственного бюджета (создание МФЦ обошлось в сумму около 50 млн руб.) совершенно осознанно. Это требование времени – не должны люди жить по-старинке и тратить свое личное время, нервы, здоровье на ходьбу по разным инстанциям, стояние в очередях, ожидание ответов чиновников и т.д.
Приведу один показательный пример. Граждане, имеющие право на субсидию на оплату коммунальных услуг, должны представить пакет документов, в котором может быть до 19 наименований. Кто собирал эти справки, тот знает, сколько крови портит пенсионеру добывание справок о составе семьи, о наличии или отсутствии задолженности по квартплате и прочим услугам ЖКХ.
В чем суть центра, зачем он нужен обычному гражданину? Главное его призвание – сэкономить наше время. У каждого из нас есть выбор – обратиться за государственной услугой в привычное место (налоговую, КУМИ, отдел архитектуры, соцзащиту и т.д.) или прийти в МФЦ. Например, услуга сложная и в добывании конечного документа нужно пройти через несколько государственных органов. Обратившись в многофункциональный центр, человек избавляет себя от этих путешествий. Справки и прочие документы для него будут добывать сотрудники МФЦ. Простой пример – получение паспорта. Не нужно идти отдельно делать фото, не нужно оплачивать госпошлину в банке. Все здесь, все – в «одно окно». Сдал – забрал готовое. Центром уже заключены и продолжают заключаться соглашения (пока их разработано 35) с разными государственными органами, которые регламентируют их отношения. Какие-то из них уже подписаны, какие-то находятся на стадии согласования, часть – на стадии рассмотрения. Проведены переговоры со всеми управляющими компаниями (соглашения направлены им на подписание), заключены соглашения с поставщиками услуг в сфере ЖКХ.
На первом этапе работы МФЦ предполагается оказание около 70 услуг. Сам механизм взаимодействия центра с государственными органами и иными организациями доступно изложен на стендах здания, на все вопросы посетителей ответят консультанты. Заключены соглашения с управлением социальной защиты населения (это оказание пока 4 услуг), с архивным отделом (3 услуги), на подписании – соглашение с налоговой инспекцией (6 услуг), с Роспотребнадзором (6 услуг), отделом архитектуры, КУМИ (услуги получения в аренду земельных участков, недвижимого имущества). В МФЦ будут оказывать услуги, касающиеся дополнительного образования, физической культуры и спорта, медицины и т.д. Например, можно будет посредством электронной очереди записаться на прием к врачу, вызвать «скорую» и т.д. – первые шаги в этом направлении уже делаются. В перспективе – более сложные задачи. Объединить всю необходимую информацию и получить услугу от любого лечебного учреждения города, не тратя времени на походы в регистратуру и сидение у кабинета. Есть очень интересный проект, связанный с оформлением документов по новорожденному – от сбора справок в женскую консультацию до заведения медицинской карточки на малыша в поликлинике. Гражданин, обратившийся в МФЦ за услугой, имеет возможность знать, в какой стадии находится решение его вопроса, по телефону, через Интернет.
Особо нужно сказать о создании личных кабинетов. Заключив соглашение с МФЦ, гражданин получает доступ в личный кабинет. Для этого должен быть урегулирован вопрос обработки персональных данных, как того требует 152 ФЗ «О персональных данных», так как эти сведения центром будут передаваться по мере необходимости государственным органам. Второе условие заключения соглашения с МФЦ – действия гражданина, совершаемые в его личном кабинете, признаются равными написанию им заявлений за его собственноручной подписью. Теперь, не выходя из дома, имея под рукой компьютер, вы можете, например, подать исковое заявление в суд или записаться на прием к врачу.
Надо сказать, что пользоваться услугами МФЦ могут самые обычные граждане. Если вы не знакомы с компьютером, это не беда. Специалисты МФЦ помогут, подскажут, проконсультируют. Персонал здесь специально обученный и продолжающий обучение и повышение квалификации.
График работы: с 9 до 19 ч. в будние дни, в субботу с 10 до 15 ч., в зависимости от спроса и потока посетителей он может быть откорректирован.
Открыть МФЦ планируется через полторы недели.