В каждодневной суете нашей жизни народные обычаи постепенно сходят на нет. Их заменяют чуждые нам иноземные примеры для подражания. И тем радостнее, что кое-где обряды, столетиями вынашиваемые на Руси, продолжают изучаться и восстановливаться. Одним из таких мест в Ангарске является школа искусств №2.
Именно здесь на следующий день после Васильева вечера (так в старину называли Новый год), который приходится теперь на 13 января, для учеников школы, их родителей и всех желающих было показано святочное представление в традициях наших предков-славян. Оно было совмещено с общегородским сбором средств на нужды Ангарского Свято-Троицкого кафедрального собора – в частности, чтобы продолжить роспись внутри храма.
Артистки фольклорного театра «Кудеса» (руководитель Татьяна Каргаполова) не впустили собравшуюся у входа в зрительный зал публику, пока та не послушала святочные колядки – праздничные поздравления, которые ряженые пели, обходя деревенские дворы. Не обошлось и без «Козы» – обязательного святочного персонажа, символа жизненной силы, достатка и плодородия – и одновременно по внешнему облику ассоциировавшейся с нечистой силой. В «Козу» с помощью «личины» и мешковины превратилась одна из девиц-красавиц в русских народных костюмах. «Коза», как и остальные святочные персонажи, требовала к себе внимания зрителей и непрерывных щедрых подношений.
Второй частью праздника стал традиционный рождественский вертеп – кукольное представление, повествующее о рождении Иисуса Христа. Родоначальник кукольного театра на Руси и огромная редкость для ХХ, а тем более для ХХI века. Деревянный ящик, символизирующий пещеру, в которой родился Сын Божий, выполненные по старинным эскизам куклы волхвов, стражников, царя Ирода, Рахили и других персонажей – все было создано воспитанницами Татьяны Каргаполовой.
По традиции фигурки Девы Марии, Иосифа и младенца Иисуса размещались на верхнем ярусе вертепа, были неподвижными и в действе участия не принимали. Ирод бесновался на его нижнем «этаже», отсюда же черти утаскивали великого грешника в ад.
Зрители узнали также, что в Сибири вертепная традиция претерпела огромные изменения. Так, нижний ярус ящика стал чем-то вроде сцены – здесь шли бытовые представления, не имевшие ничего общего с Рождеством. Появились новые персонажи: барышня, доктор, торговцы, цыгане, которые охотно показывали публике свои слабые стороны, вызывая взрывы смеха в зале.
Святочное представление завершилось самыми настоящими подблюдными гаданиями. Собранные у зрителей украшения вынимались из блюда под песни, предсказывавшие их обладательницам то замужество, то богатство, а то и необходимость обратить внимание на свой характер и вовремя избавиться от гордости, загораживающей дорогу и замужеству, и богатству.
Святочные забавы, несмотря на свое игровое начало, всегда были наполнены торжественным смыслом. Раньше считалось, что в это время каждый имеет возможность как бы родиться заново вместе с Сыном Божьим и приоткрыть для себя завесу будущего. Зрители и участники представления разошлись по домам, унося с собой частицы неповторимой и почти утраченной сегодня святочной атмосферы, которую удалось создать в тот день в школе.