Сделала она это специально, чтобы допеть свою «Красу девичью», когда вновь приедет в наш гостеприимный город. Примета верная – значит, придется певице сюда вернуться!
21 января Евгения Валерьевна побывала в Ангарске второй раз за без малого 30 лет своей творческой деятельности. И была приятно удивлена тем, что зал Дворца культуры нефтехимиков был практически полон, что ее здесь помнят и любят. Кроме давних поклонников ее таланта, здесь были и те, кто случайно по телевидению или радио услышал уникальный, необыкновенного тембра голос Евгении Смольяниновой и пришел проверить свое впечатление на ее концерт.
Не только голос, но и манера исполнения Евгении Валерьевны своеобразны. На нашей эстраде, к сожалению, почти утеряно бережное, ответственное отношение к каждому пропетому певцом звуку. А она поет душой, полностью открываясь слушателю, – это слышно с первых нот, и от этого неподготовленному слушателю даже может стать немного не по себе. Ее пение является серьезным испытанием для публики, потому что требует душевной соотнесенности с исполнительницей.
Может быть, поэтому выступления певицы не так часты, как хотелось бы, а диски с записями ее песен и концертов можно приобрести, судя по всему, только на этих самых концертах. Те, кто слышал, как звучит ее голос – то по-народному вольготный и лукавый, то по-церковному строгий, – в большинстве своем не могут остаться равнодушными и стремятся снова приобщиться к этому удивительному явлению современной российской культуры.
Концерт 21 января был посвящен романсам и носил название одного из них – «В лунном сиянии» (или «Динь-динь-динь»). Именно с ним она впервые выступила когда-то на питерском телевидении, он (да еще, пожалуй, песня «Слово «мама» дорогое», неизменно вызывающая слезы) стал ее визитной карточкой, без него не обходится ни один концерт. С него начался и ангарский концерт, им же, исполненным на бис и уже вместе с публикой, он завершился. По словам Евгении Валерьевны, романсу «В лунном сиянии» в 2012 году исполнится сто лет.
Но не только романсы звучали в этот вечер в ДК нефтехимиков. По традиции, Евгения Смольянинова включает в свои концерты народные песни, услышанные ею в глухих российских деревеньках от бабушек, которые еще помнят, как пели их матери и бабки. Одной из таких композиций стала поучительная баллада о пастушке, записанная где-то на границе Архангельской области и Карелии.
Еще одна прозвучавшая песня – «Во селе, селе Покровском...», – уже стилизованная под русскую народную, вышла, по словам исполнительницы, из-под пера самой императрицы Елизаветы Петровны.
Концерт был полон сюрпризов для зрителя. Знаменитые «Валенки» Евгения Смольянинова спела так, как эту плясовую пели до революции 1917 года – с характерными полурусскими-полуцыганскими распевами. Здесь же – романс на стихи Владимира Набокова «Бывают ночи: только лягу...», полный непереносимой эмигрантской тоски, а во втором отделении – песни Александра Вертинского, которым также всегда находится место в концертах Евгении Смольяниновой.
Некоторые известные романсы («Нищая», «Не уходи, побудь со мною...», «Две гитары») были исполнены по-новому, в аранжировке Евгении Валерьевны, которая ко всему прочему является талантливым композитором. И, конечно, духовные песни. Они занимают огромное место в ее творчестве, и, пожалуй, мало найдется светских исполнительниц, которые могут так искренне, с такой чистотой их петь.
Очень тщательно Евгения Валерьевна относится к музыкальному сопровождению своих песен. В этой поездке в качестве аккомпаниатора певицу сопровождал сын Святослав Смольянинов. И, надо сказать, гитара в его руках пела, радовалась и переживала на пару с исполнительницей – тот редкий случай, когда эти слова нужно воспринимать буквально.
Зрители с удовольствием втянулись в доверительную атмосферу, созданную артистами, ощутили чувство единения с ними, что случается редко в наши дни, когда почти забыто ощущение сердца, бьющегося рядом. А значит, концерт не пройдет для них бесследно, потому что, как уверена Евгения Смольянинова, «если ты не слышишь сердца, бьющегося рядом, то и своего не сможешь услышать».