После распада СССР тема многонациональности в нашей стране стала менее «громкой», но не менее актуальной. Сегодня в России живут представители сотен национальностей. Знать и понимать их культурные, религиозные и исторические традиции нужно со школьной скамьи. Иначе мы рискуем утратить и исконно русские обычаи. Эта тема наравне с темой сохранения окружающей среды стала главной на всероссийском конкурсе «Экологический фольклор народов России», который с 27 по 29 января проходил в школе №40.
Башкиры, татары, буряты, эвенки, якуты, удмурты – в конкурсе приняли участие 700 человек из 14 субъектов Российской Федерации. В течение трех дней школьники и педагоги представляли свои работы в шести очных и четырех заочных конкурсах. После церемонии открытия на сцене развернулся парад театров. Школьные коллективы показывали постановки по мотивам национальных сказок – «Лисица и налим», «Обида марала», «Арбан-хоёр жэл», «Бобовое зернышко», «Как собака друга искала». Лучшими были признаны театрализованная работа Олонской школы («Сказка о том, как лучик солнца встретил золотую рыбку») и постановка «Золотое кольцо» школы поселка Выдрино. Одновременно с этим проводился конкурс художественного чтения среди школьников трех возрастных категорий: 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет.
Все три конкурсных дня в школе работал музей прикладного творчества, экспозиция которого была собрана из лучших работ участников «Экологического фольклора народов России». Одними из победителей конкурса декоративно-прикладного творчества члены жюри назвали ребят из Тальянской средней школы №17. Юные тальянцы под руководством своего педагога Ирины Егоровой сделали объемную диораму «Жизнь и быт хакасов-кочевников». С детальной точностью на макете воспроизведены не только юрта кочевников и национальная одежда хакасов, но и характерный холмистый ландшафт Хакасии. Перед юртой сидит женщина, растирающая зерно на тербене, чуть поодаль от нее пасутся кони, в лесном массиве можно увидеть хакаса-охотника. Внимательный глаз заметит в жилище героев этого сюжета защитные амулеты – перевязанный лентой коготь медведя, высушенную шкурку крота, щепку от разбитого грозой дерева. Неслучайно оказалась тут и скала, изготовленная из березового нароста и мха. Таким образом авторы изобразили святилище древних хакасов – Малоарбатскую писаницу, открытую в середине XIX века. На скале красной краской нанесены рисунки и петроглифы, которые, как считается, рассказывают о реальных событиях 1703 года. Тальянским рукодельникам для создания своей диорамы пришлось поднять целый пласт истории хакасов, познакомиться с их религией, бытом и одеждой. В этом и заключается главная цель конкурса – успехи в будущем через интерес к прошлому. Этой идеей пронизаны все конкурсные этапы.
28 января проходил конкурс музыкального творчества и конкурс рисунков. В это же время жюри оценивало присланные на конкурс участниками из городов и поселков Иркутской области, Бурятии, Якутии, Башкортостана, Удмуртии, Коми, Магаданской, Оренбургской, Самарской областей, Алтайского, Пермского, Красноярского краев, Забайкалья экологические задачи, стихи, песни, прозаические произведения и методические разработки педагогов. В этот же день все желающие могли посмотреть презентации унтов и устного народного творчества на иностранных языках. В этом необычном конкурсе лучшими стали ученица МОУ СОШ №40 Виктория Сосновская и работа учеников школы №5 под названием «Курочка Ряба». Ну а 29 января в школе состоялся показ мод – юные модели демонстрировали национальные костюмы разных народов России. В своих возрастных категориях самые высокие оценки судей получили воспитанница Ангарской православной школы Юлия Глушкова, ученица Савватеевской школы Татьяна Хомкалова и группа учащихся из СОШ №16 поселка Одинск.
Первый всероссийский конкурс экологического фольклора подарил всем его участникам и зрителям немало эмоций, надежд, впечатлений, открытий. До сих пор аналогов такого показа особенностей национальных культур и экологических проектов в нашей стране не было. Тем удивительней и отраднее, что площадкой для проведения столь масштабного мероприятия фольклорной и экологической направленности стала общеобразовательная школа Ангарска.
Сама идея и организационная основа принадлежит администрации МОУ «СОШ №40», выступившей несколько лет назад с инициативой поведения городского, а затем и областного конкурса экологического фольклора. Идея педагогов-новаторов была поддержана в министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области и Иркутском институте повышения квалификации работников образования. В будущем конкурсу планируют присвоить статус международного. Уже сейчас поступила заявка на участие из школ Казахстана.