«В декабре моему ребенку-инвалиду выдали пластиковый проездной. Перед концом новогодних каникул я специально ездила с ним на автобусе, чтобы объяснить, как прикладывать карточку к аппарату, чтобы ездить в школу. Но во многих автобусах аппараты не работали. И сейчас так же. Водители нервничают, грубят. Дети пугаются. А один раз ребенок приложил проездной, а вылезло сразу два билета. Когда отрегулируют систему электронных проездных?»
Анна Б.
Как нам объяснили в транспортном отделе администрации города Ангарска, первые три месяца (с 1 января 2012 года) пластиковые карточки работают в тестовом режиме. То есть неполадки возможны, и они устраняются. Система новая, пока не отлаженная. И конечно, жаль, что первыми ее испытывают на себе дети и старики. Но ничего не поделаешь. За это им и определенные блага положены – проездной стоимостью 150 рублей имеет неограниченное количество поездок (так что два пробитых билета никак на ситуацию не влияют).
Спустя три месяца пластиковыми проездными смогут обзавестись и другие ангарчане, не относящиеся к категории льготников. Но им карточку придется постоянно «подкармливать» деньгами. Сколько положишь – столько раз и проедешь.
«Я пенсионерка, ветеран труда, участник войны. Недавно нам АУС, где я всю жизнь проработала, выдало проездные билеты на февраль. Но почему-то они никакие не пластиковые, а обычные бумажные. На них написано «трамвай и автобус». Хотя везде пишут, что на автобусе можно ездить только по пластиковой карте. Кому верить?»
Тамара Ивановна
Ответ транспортного отдела в этом случае однозначный – ездить на автобусе с бумажным проездным, на котором указано «автобус-трамвай», можно и нужно. Водитель не имеет права заставить пенсионера выйти или заплатить. Но, если вам все же хочется избежать конфликтов, можно приобрести льготную пластиковую карту за 150 рублей. Она при наличии документов на льготу выдается на автостанции. Телефон для справок: 528-528.
«Недавно я стала свидетелем такой ситуации. Трое мальчишек подошли на выходе из автобуса к водителю. У одного была пластиковая карточка. Но водитель агрессивно спросил: «Деньги есть? А то достали уже со своими картами!» Мальчишка карточку положил в карман и вместе с друзьями расплатился наличными. Думала, может, аппарат сломался, но посмотрела – работает. С какой стати водитель угрожает детям и заставляет их расплачиваться деньгами, если есть проездной?!»
Наталья М.
Этот вопиющий случай требует отдельного рассмотрения. Если вы стали свидетелем подобной ситуации, когда обижают несовершеннолетнего, не нужно молчать. Во-первых, нужно обязательно обратиться к перевозчику (предпринимателю, автобусы которого ходят по данному маршруту). Обычно информация о перевозчике (включая телефоны) есть во всех транспортных средствах. Если же телефона нет, выйдя из автобуса, запишите его номер и посмотрите телефон перевозчика на щите, установленном на остановке. Позвоните и сообщите об увиденном. А еще сообщите в транспортный отдел по телефону: 52-22-82.
«Я – водитель автобуса с 18-летним стажем. Хочу сказать, что нынешние пластиковые карточки – настоящее издевательство над нами, водителями. Дети и старики эти карточки не пойми как тычут, аппарат то срабатывает, то нет. А он, между прочим, чуть ли не над головой у меня висит. Каждая бабуля по пять раз эту карту тычет, чтобы сработала. Другим людям на выход не пройти. А мне еще в этой суматохе надо деньги собрать с обычных пассажиров, сдачу дать. С графика сбиваемся, с другими водителями конфликтуем. Неужели тем, кто эту систему вводил, непонятно, что старики и пластиковые карты – вещи несовместимые!»
Николай Сергеевич
Все водители осведомлены о том, что в их автобусах установлены терминалы, ознакомлены с принципами их работы. И, хотят они этого или нет, безналичный расчет в Ангарске будет внедрен. Хотя бы для того – чтобы водители перестали уходить от налогов, получая деньги наличными без кассовых аппаратов.
Как получать в этом случае зарплату, которая у водителей годами складывалась по принципу «план» – хозяину маршрута, а тебе – остаток? Время покажет. Пока по карточкам ездят только льготники, эта схема еще работает. Но, как только безналичным расчетом начнут пользоваться другие граждане, доходы водителя в «живых деньгах» резко упадут. Непросто будет и хозяевам маршрутов – с безналичной суммы нужно будет платить все налоги.
Именно поэтому, а вовсе не из-за «тормозящих» бабушек, пожалуй, и нервничают водители. Хотя и неопытность пенсионеров не стоит сбрасывать со счетов. Но неопытность за три тестовых месяца пройдет. А вот левые доходы, увы, уже не вернутся.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что пластиковые карты в феврале продлять не нужно. Их продлили автоматически, и по ним можно ездить.