Летим ли мы самолетом, едем ли поездом, плывем ли по морю на корабле, чаще всего мысли заняты своим путешествием: мы вспоминаем места, которые покинули, или же, наоборот, предвкушаем свое прибытие в какой-нибудь рай земной, приютившийся на тропическом острове. Еще наши мысли бывают заняты соседом справа, который все время шуршит газетой, или кокеткой, которая готова трещать по телефону 24 часа в сутки без перерывов на еду и сон. Но если вдруг тряхнет посильнее, стукнет где-то подозрительно, то стюардессы в самолете или проводницы в поезде уже ловят на себе испуганные взгляды пассажиров. Сразу же мы вспоминаем о тех, в чьих руках находятся наши жизни, – о машинистах и пилотах.
Спокойней всего себя чувствуют пассажиры поездов, ведь железнодорожный транспорт считается одним из самых безопасных. Для обеспечения безопасности принимается целый комплекс мер и особое внимание уделяется человеческому фактору. Машинист, ведущий локомотив, может потерять сознание или просто заснуть. Но вот уже около 15 лет на вооружении у машинистов находится очень полезное устройство – телематическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ).
Одно такое устройство в прошлом году пополнило коллекцию Музея часов. Подарил его музею П. Басанов, бывший машинист. Пусть вас не пугает столь длинное и не совсем понятное название. С виду ТСКБМ – обычные наручные электронные часы. Однако начинка у этих часов непростая: находясь на руке машиниста, они замеряют электрическое сопротивление кожи. Если человека начнет одолевать сон, прибор среагирует и на специальном оборудовании загорится лампочка. Чтобы ее погасить, машинист должен нажать рычаг на панели прибора. Но если он заснул и рычаг не нажал, то происходит торможение локомотива.
ТСКБМ – уникальная отечественная разработка ЗАО «Нейроком». Эта система используется не только в России, но и в других странах.
Конечно, в Музее часов вы не увидите самого оборудования, которое устанавливается в кабине машиниста, но на часы, которые делают нашу поездку безопаснее, можно посмотреть. Они расположились среди других хронометров специального назначения.
Вера Мархашкина, научный сотрудник Музея часов