На прошлой неделе, в четверг, в зале заседаний городской администрации состоялось очень важное для города мероприятие – градостроительный совет по вопросу межевания территории 39, 40, 41, части 71 квартала и прилегающей к ним поймы Китоя. Что это за кварталы, ведь таких адресов на карте города не найти?! Та часть ангарчан, которая читает местные газеты от корки до корки, уже смекнула, что речь идет о межевании парка 10-летия Ангарска, уже не первый год являющегося настоящим яблоком раздора как для власти, так и для народа.
Что же будет на этой территории? Об этом совету (в который вошли более 30 человек – от почетных граждан города до архитекторов и чиновников) рассказал главный архитектор проекта планировки и межевания этой территории, работник Иркутской проектной организации «ГипродорНИИ» Руслан Хотулев.
Начал молодой архитектор красиво. Однако ангарчан не проведешь – один за другим по ходу представления проекта сыпались вопросы. И на некоторые не то что ответа, даже разумного объяснения услышать, увы, не удалось.
Магистраль через Дом ребенка?!
Итак, площадь, которую предстоит межевать, немаленькая – 130 гектаров. Состоит она из нескольких частей. Самые крупные – парк 10-летия Ангарска и пойма реки Китой от 95 квартала до старого моста. Есть и более мелкие – те самые кварталы. Некоторые из них (39 и 41) уже застроены коттеджами за ДК «Энергетик».
Еще об одном квартале стоит рассказать отдельно. Архитектор радостно сообщил, что по генплану улица Ворошилова должна соединиться с улицей Кирова. Как? За ДК «Энергетик» должна пройти дорога. Пересечение улиц будет расположено в квартале №40. Разгрузятся городские магистрали, не будет пробок. На бумаге все ровненько, красиво…
Вопрос иркутянину тут же задала архитектор Татьяна Павлова: «А вы знаете, что за здание стоит там, где предполагается пересечение улиц?» Иркутский проектировщик не знал. Так как на местности не был, а на кадастровом учете земельный участок и единственное здание, находящееся в 40 квартале, не состоят. Однако если бы те, кто делал проект, не поленились и посмотрели, что же это за здание, на территории которого планируется транспортная развязка, то обнаружили бы… Ангарский дом ребенка! Именно по прогулочной территории этого учреждения и провели на плане оживленную магистраль с двусторонним движением. Автор пытался защитить свою точку зрения: мол, Дому ребенка все равно где стоять – на оживленной улице или в лесу.
Но тут даже чиновники скрипнули зубами. И настоятельно рекомендовали убрать пересечение улиц с территории сиротского учреждения.
Дальше – больше…
Не газом, так бензином!
Пойму предлагается реконструировать полностью. Чего здесь по проекту только не нарисовано! И картодром, и велодром, и лыжня с тюбингом в зимнее время, и пикниковая зона, и пляж, и кафе, и трибуны для зрителей, и прокат лыж, санок и прочего инвентаря, и даже… озерно-болотный природный парк. Идея (опять же на бумаге) замечательная. Но в жизни во имя этих благ нужно столько перевернуть, переделать и стольким «наступить на хвост», что уже и делать-то ничего не захочется.
Первым возмутился представитель Горгаза: «А вы знаете, что там, где на вашем плане расположено кафе, у нас находится склад обменных баллонов с газом для жителей старой части города?» Проектировщик-иркутянин опять же не знал. Вопрос газовики переадресовали главе города уже с другой формулировкой: «Мы не против кафе. Съедем, если надо. Можно нам подыскать другое помещение в аренду?» Леонид Михайлов ответил, что никто ничего Горгазу искать не обязан. Нынешнее здание в аренде. Кончится она – баллоны прочь. Но куда, если их нельзя хранить на территории города? «Это не проблема администрации города», – заявил Леонид Георгиевич. На что представитель Горгаза парировал: «И не наша тоже. Это проблема жителей старых кварталов от ФЗО до площади Ленина». То есть вновь пострадают люди, которые при таком «взаимопонимании» в верхах могут остаться без привозного газа!
Еще одно «выселение» коснется маршруток №11, чья база расположена в здании бывшей лодочной станции. Конечно, гаражу в парке не место, с этим согласились все присутствующие. Зато пригодились бы открытые парковки для личного транспорта, на котором будут приезжать отдыхающие. Такие парковки на плане есть. Только вот их размеры удивляют – 657 машино-мест. Судя по плану, половину поймы закатают в асфальт. Архитектор сослался на СНИПы: мол, на 100 человек положено 20 автомобилей и по нормам вообще более 900 машино-мест надо делать. Куда столько?
Как оказалось, иркутские теоретики снова не соизволили выехать на место. И не приняли во внимание парковки у стадиона «Ангара» и Аллеи любви, которыми традиционно пользуются ангарчане, приезжающие в парк. Только благодаря им можно сократить число машино-мест в зеленой части парка на треть.
А в самой пойме, в районе старого моста, разгрузить поток частного автотранспорта могла бы маршрутка, имеющая там остановочный пункт – по примеру маршрута №40, возящего людей на водохранилище.
Так что можно и лес сохранить, и доставку людей обеспечить. Но для этого нужно головой подумать и хотя бы раз с места встать. Чем иркутяне не озаботились. И потому «под раздачу» попали еще несколько организаций.
Болото сохраним, лошадей «подрежем»
Клуб служебного собаководства, находящийся в пойме, свои земли давно приватизировал и на кадастровый учет поставил. Так что собаководы могут жить спокойно – на их территории ничего не будет построено. А вот конно-спортивному клубу «Аллюр» придется, по всей видимости, несладко. У любителей лошадей приватизирована только небольшая часть территории. Остальное – в аренде. А значит, скорее всего, лошадей «подрежут».
Не повезло и мотодрому СТК, где уже который год проводятся мотогонки. По новому плану здесь – трасса для картинга, а на склонах – трибуны. Так что СТК тоже «попросят»… Кстати, здесь мнения присутствующих впервые разделились: кто-то согласился с автором проекта, аргументировав свое мнение тем, что СТК не следит за этой территорией. Хочешь проводить соревнования – будь добр охраняй и убирай! Однако остальные были на стороне СТК. Мотокроссы международного уровня, собирающие тысячи зрителей, сменить на картинг? Почему же не отдать под него другое место – в «верхнем» парке, ведь маленьким машинкам куда проще ездить по асфальту, да и преодолевать огромный спуск вниз юным водителям будет не нужно! Но опять же предложения есть предложения. А в проекте все «написано пером».
Не обошлось и без курьезов. Услышав о том, что в парке хотят создать озерно-болотный природный парк, почетный гражданин города Владимир Непомнящий поинтересовался у архитектора, знает ли он, кто на этом болоте живет и откуда вообще появилось болото в пойме? Увы, история ангарского болота – это уж, видимо, просто взрыв мозга для иркутян! А надо бы знать, что уточки и выдрочки, на которых можно полюбоваться в природном парке, здесь не обитают. Потому как болото вот уже 40 лет как наполняется водостоками из городского коллектора. Грубо говоря, вся дождевая вода с улиц, все выбросы, весь бензин и прочее льются по трубам в это несчастное болотце.
Из одного вытекает другое. Не зная об истории болота, проектировщики предложили создать на берегу пляж. Хороший такой пляжик. Только вот с одним «но». Выше по течению в Китой сбрасывается вода из того же коллектора. Значит, необходимы большие очистные сооружения.
Таких в проекте запланировано две штуки. Одни для городского коллектора, вторые – маленькие внутренние – для парковой зоны. И если на вторые можно хоть как-то рассчитывать, то первые – целиком из области утопии. Почему? Да потому что даже в советское время, когда строилось все и везде, этот проект посчитали слишком затратным. Чего уж про время нынешнее говорить… Так что купание на этом пляже будет только мечтой ангарчан. Кстати, причина – не только грязная вода из водостока, но и запрет МЧС. В Китое, наполненном топляками, запрещено купаться на всем его протяжении. И для чего, простите, нам пляж нарисовали?!
Не выплеснуть дитя!
Свое резюме данному проекту вынесла Татьяна Павлова, директор института «Горпроект»: «Положительных эмоций проект у меня лично не вызвал. Все у авторов «в уме». На сайте администрации, где простые ангарчане должны знакомиться с этим проектом, нет половины документов. Так пусть люди хоть так узнают, что по этому проекту по крыльцу ДК «Энергетик» через Дом ребенка хотят пустить дорогу! Что улицу Набережную хотят продлить через лес, вырубив все на этом пути до 95 квартала, что там, где раньше стояло колесо обозрения, будет огромная автостоянка. Что выше пляжа будут очистные сооружения и ангарчанам придется купаться… сами понимаете в чем!
Но самое главное, что по этому проекту 4772 квадратных метра земли напротив Дома ребенка остаются отдельным кварталом №40. Этот метраж уже пыталась поставить на кадастровый учет организация ОАО «Спецсервис» якобы под объекты спортивного назначения. Я видела их проект – это 4-5 жилых домиков! Им не удалось получить эту землю. Пока она ничья. Но, думаю, при таком раскладе, это ненадолго. Если не сделать эту территорию парковой, вскоре на ней все же появится очередное «Изумрудное»!»
Павлову, как опытного специалиста, многие поддержали. В том виде, в котором проект есть сегодня, им не впечатлился практически никто. Однако глава города не прекратил процесс общественных слушаний по проекту, не отправил его на доработку. Слушания по-прежнему будут идти до 29 февраля, а 14 февраля, в 14.30, в «Саянах» должны пройти общественные слушания.
И вот тут у человека думающего и должны возникнуть странные подозрения. За что проголосуют люди, узнав о вопиющих недочетах этого проекта? Правильно, против. Поддержать половину проекта отдельно от другой его половины нельзя. И это, пожалуй, будет главной победой тех, кто все же надеется парк «прихватизировать». Ведь вместе с водой, которой в этом проекте предостаточно, выплеснут и дитя – объединение этих земель именно под эгидой парковой зоны.
Что может ждать нас дальше, после громогласного «нет»? Скорее всего, тихий проект, сделанный в кратчайшие сроки. С учетом застройки. А на все претензии граждан будет даваться один ответ: «Мы же вам предлагали проект парка!»
Как выйти из этой ситуации? Конечно, прийти на слушания. И потребовать отправки именно этого проекта на доработку. Пусть общая земля останется общей, а улицы, реки, болота и зоны отдыха с аттракционами мы на ней уж как-нибудь да расположим. Был бы парк, остальное «нарастет».