16 февраля 2012 года на семьдесят девятом году жизни от нас ушёл Человек – Леонид Владимирович Беспрозванный.
Он появляется, как облако в штанах,
Всегда неторопливый, как баллада,
Интеллигентный и задумчивый чудак,
Он может вас пронзить
кинжальным взглядом.
В жестоком скопище
российских дураков,
Где позабыт восторг аплодисментов,
Он смехачей разводит, лепит чудаков,
Чтоб затопить унынье
шквалом смеха!..
(Вадим Богатырев «Леониду Беспрозванному и его театру «Чудак»)
На старой фотографии, почему-то выхваченной из памяти, красивый молодой человек с вьющимися волосами стоит, облокотившись о перила Дворца культуры нефтехимиков, и улыбается… В 1965 году, когда сделано это черно-белое фото, никто и предположить не мог, что в последующие полвека не нефть и не химия станут славой этого слегка помпезного дома. А вот этот молодой человек – Леонид Беспрозванный.
Он сделает более 200 сценических постановок: обозрений, спектаклей, стадионных представлений, эстрадных программ. Пройдет путь от репертуара агитбригад советского периода «Фильтр» и «Синяя птица» до пьес великих – Шекспира, Островского, Горького, Розова, Радзинского, Рощина… Он создаст фестиваль «Театральная осень на Байкале», который станет визитной карточкой Ангарска театрального.
Его театр «Чудак» будет греметь по всему Союзу, а после – по России и за ее пределами. Ну а главным достижением театра станут люди. Сотни ангарчан, прошедшие через «Чудак», станут благодарными зрителями и просто хорошими, честными людьми. Десятки из них проведут в театре многие годы. Единицы – жизнь.
Именно ради них, своих «чудаков», Леонид Владимирович будет каждый день ходить на работу в любимый театр, когда почти не останется сил. А свою последнюю режиссерскую работу «Заяц-love» поставит, уже практически не выходя из дома. Преданные актеры будут ходить на консультации к своему Папе (так его всегда звали за глаза)… домой!
Только после выхода этого спектакля в ноябре позапрошлого года Леонид Владимирович все же отпросится на заслуженный отдых и передаст театр ученикам.
Но, расставшись со сценой, не перестанет творить. Ведь десятки тысяч ангарчан, далеких от театра, знают его как журналиста. Автора честных и умных статей. Журналистский стаж автора с «кинжальным пером» – более 50 лет.
А еще он пишет книги. Хорошие, добрые и юморные. Чудные. О жизни. Для жизни. Маленькие издает за свой счет, на скромную режиссерскую пенсию. Большую – «Родина души» – издать нет средств и здоровья. Может, кто-то с этим справится?
В 78 лет, хорошо владея компьютером, Леонид Владимирович набирает дома страницу за страницей. Даже когда совсем подводит зрение, процесс не останавливается ни на минуту – просто шрифт становится все крупнее и крупнее…
И вот книга закончена. И он успевает увидеть первые сверстанные страницы. Тихо радуется, кивает головой. Все получится!...
Он свой успех читает по глазам –
Ему не надо длинных дифирамбов.
Благодарим. Уходим.
Закрывается Сезам.
Рачительный хозяин тушит лампы.
И станет наше сердце
грустно забывать
Певца за сценой голос необычный.
Мы будем заново любить и открывать
Наш странный мир,
прекрасный и трагичный...
16 февраля 2012 года на семьдесят девятом году жизни ушел от нас Человек – Леонид Владимирович Беспрозванный. Режиссер, автор книг и статей, заслуженный работник культуры, интеллигент провинции, почетный гражданин города Ангарска. До него нам еще надо тянуться и тянуться, встав на цыпочки... И работать.
«Это жизнь… Кто-то уходит. А кто остается, тому надо жить. И делать дело…», – это последнее напутствие Леонида Владимировича соратникам, близким и всем ангарчанам. Так будем жить так, чтобы ему там не было за нас и наши дела стыдно.
Будем тянуться…
Строитель души
Леонид Владимирович Беспрозванный... Кто в Ангарске не знает этого человека? Его знают практически все. Его знают не только в Ангарске, но и в других российских городах. Это был человек, обладающий поистине энциклопедическими знаниями, осведомленный обо всех значительных явлениях в культуре, искусстве, науке, литературе, спорте. Силой своего могучего таланта он притягивал к себе людей, погружал их в колдовскую сферу театра, формировал судьбы и строил души, вкладывая в каждого свои знания, свой опыт и свою энергию.
Строился молодой сибирский город Ангарск, росли заводы, появлялись новые предприятия, строились жилые кварталы, закипала огромная культурная деятельность, а душой и центром этого культурного пространства был Леонид Беспрозванный. Он работал неустанно: писал статьи, ставил спектакли, создавал праздники на стадионах, выезжал на гастроли с театром, писал книги – и на все у него хватало времени и энергии.
Я познакомился с ним в 1965 году, когда пришел записываться в театральную студию при Ангарском народном театре. Он в то время учился в театральном училище им. Щукина в Москве. С тех пор вся моя деятельность, так или иначе, была связана с театром, и в этот удивительный мир меня с головой окунул необыкновенный человек – Леонид Беспрозванный. Он учил нас всему: учил говорить, писать стихи, петь, думать, работать над пьесой, разбираться в сложностях человеческих отношений. Учил этике, журналистике, режиссуре, актерскому мастерству. Театр стал для нас огромным университетом культуры, той базой, на которой потом мы стали строить свою судьбу.
Это были знаменитые шестидесятые, когда со сцены зазвучали Вознесенский, Окуджава, Евтушенко, Гамзатов, когда стали появляться новые драматурги со своей активной гражданской позицией, вскрывающей проблемы нравственного несовершенства общества. По названию спектакля по пьесе Аллы Бархоленко «Обуховке нужны чудаки» и определилось имя театра «Чудак». Работали мы неистово. Репетиции заканчивались далеко за полночь. Спорили, пробовали, творили, а генератором всего этого процесса, центром, определяющим векторы наших романтических порывов, был режиссер. Он обладал беспрекословным авторитетом. Был убедителен во всем. Его логика была безупречной, знания всеобъемлющими, мастерство непревзойденным. И возникали удивительные спектакли: «Гусиное перо», «Провинциальные анекдоты», «Фантазии Фарятьева», «Вечно живые»… О них до сих пор вспоминают ангарчане, для которых театр «Чудак» был и остается мощным духовным центром.
С именем Леонида Владимировича связаны и первые успехи ангарской культуры на всесоюзной арене. Путешествие агитбригады «Фильтр» в Москву на Всесоюзный фестиваль с программой «Мой Ангарск» было незабываемым. А затем и выступление в ЦДКЖ со спектаклем «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова и встреча с автором после спектакля. Все это оставляло неизгладимый след в наших душах, заставляло думать, совершенствовать мастерство, идти вперед.
Сейчас трудно поверить в то, что его нет с нами, что культура нашего города осиротела. Нужно время, чтобы понять и осмыслить значение этого незаурядного человека для духовной составляющей нашего города. Можно сказать лишь одно – это большая и невосполнимая утрата. Пока мы живы, мы будем бережно хранить и развивать все, что связано с большой духовной энергией и культурой как основными составляющими человеческой жизни. Именно так понимал свой труд Леонид Владимирович, называя его служением.
Мы обязательно напишем о нем свои воспоминания...
А сегодня мы склоняем головы и молчим. Вечная ему память!
Александр Кононов, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель и режиссер народного театра «Факел»
«Родина души» должна появиться на свет
Я приехала в Ангарск по распределению в 19 лет. Думала, отработаю на производстве 4 года, как положено, и уеду отсюда. Но 28 июля 1965 года жизнь моя резко поменяла направление. Я пришла на репетицию в театр «Чудак». Увидела Ирину Савельевну и Леонида Владимировича Беспрозванных и… поняла, что никуда из Ангарска не уеду.
И вот уже 46 лет, как я «чудачка». И самым главным Человеком с большой буквы для меня был и остается Леонид Владимирович. Все человеческое, что я в жизни приобрела, думаю, это только благодаря ему. Он учил нас жить честно, не врать… А в последние годы, когда все мы состарились, их дом стал и моим домом. Леонид Владимирович всегда ждал гостей, просил все свежие газеты, писал книги.
Одна из них, маленькая, – «Зимнее время» – скоро выйдет. Другая – труд нескольких лет «Родина души». В последние дни Леонид Владимирович очень переживал за эту книгу. И когда принесли макеты первых страниц, он уже не мог говорить, но радовался. Кивал, благодарил… Очень хочется, чтобы нашлись люди и издали эту книгу к 6 мая, дню рождения Леонида Владимировича.
Останусь ли я в театре теперь, когда его не стало? Конечно, останусь. Ведь мы должны продолжать его дело. Он так хотел, чтобы «Чудак» жил! И мы будем жить. И помнить…
Татьяна Шляпнева, старейшая актриса театра «Чудак», 46 лет на сцене
«Мы были беспрозванновцами...»
Леонид Беспрозванный был для меня учителем, ввел в профессию. Он дал мне возможность почувствовать себя актером-любителем, привил вкус не только к театру, но и к искусству в целом: к музыке, поэзии, хорошей литературе. Этот человек стал огромной, неотъемлемой частью культурной жизни нашего города. К его голосу прислушивались многие. Он не лукавил, всегда имел свою точку зрения и открыто ее высказывал, шел напролом, несмотря на препоны советского времени. Он был на редкость современен: связи со временем не утратил до последней минуты.
Свой театральный путь я начал в его агитбригаде «Фильтр», тогда бесконечно хотелось играть, быть с ним рядом. Это время – с 17 лет до 21 года – было самым счастливым в моей жизни: занятия в театре совпали с молодостью. Наверное, мы с ним встретились в нужное время. Мы были «беспрозванновцами», во всем старались походить на него. Благодаря ему мы стали фанатами театра, посеянные им в наших душах зерна проросли, многие ученики Леонида Владимировича пошли по его стопам.
Для меня он всегда оставался родным и любимым человеком, сыгравшим огромную роль в моей жизни...
Тагир Хамитов, художественный руководитель и режиссер детского образцового театра «Родничок»
Наставник и лидер
В моей работе с любительскими театрами Леонид Беспрозванный стал наставником и советчиком. Его опыт проведения фестивалей, работы с детьми позволил мне логично выстраивать свои отношения с театралами-любителями. Во многом благодаря ему я понял, что режиссеры, занимающиеся любительским театром, – подвижники. Важно, как человек проводит свое свободное время, – независимо от возраста. Театр – это одна из самых лучших возможностей использовать с пользой свой досуг.
У Леонида Владимировича было интересное сравнение любительского театра с собакой. Он говорил, что результат деятельности актеров-любителей, то есть готовый спектакль, – это хвост собаки. А вся предшествующая работа: актерские тренинги, репетиции, занятия в творческих клубах, даже просто разговоры о жизни – это и есть собака.
Леонид Владимирович был во многом максималистом. Когда в Утулике на базе фестиваля «Театральная осень на Байкале» Московский дом народного творчества и досуга хотел провести всероссийский театральный фестиваль, Леонид Владимирович, к моему удивлению, довольно резко отказал. Позже я понял, почему он это сделал: он умел не только созидать, но и оберегать свое детище, сохраняя его самобытность.
Очень мне дороги те люди, которые доверились этому человеку: его агитбригадовцы и «чудаки». Театр – как любительский, так и профессиональный – без лидера немыслим. А когда во главе театра стоит лидер-профессионал с замечательными человеческими качествами – это редкость. Леонид Беспрозванный счастливо в себе это сочетал.
До сих пор, когда я приезжаю на встречу с очередным театром, точкой отсчета мне невольно служит опыт Леонида Владимировича. Его будет очень не хватать – наставника и лидера...
Валерий Кирюнин, главный специалист по любительским театрам Областного центра народного творчества и досуга
Под крылом «Синей птицы»
Для человека подрастающего очень важно, какие взрослые окажутся рядом. Когда с детства перед тобой такой эталон, как Леонид Беспрозванный, ты всю жизнь стремишься быть на него похожим. Я занималась в агитбригаде «Синяя птица» 8 лет, а осталась под ее влиянием навсегда. Мы учились не только театру, но и жизни. Какими в ней нужно быть. Запомнилось, как одного нашего товарища исключили из агитбригады за то, что он подрисовал усы на одном из плакатов, которые и сейчас украшают вход в «11 комнату» – за свои глупости надо отвечать!
Леонид Владимирович находил время, чтобы писать письма ребятам, когда они уходили в армию или уезжали учиться, а открытки, которые он подписывал к юбилейным датам агитбригады и театра, есть практически у всех. Поздравления, написанные рукой Беспрозванного на программках: с первым выступлением (с дебютом поздравляли каждого новичка), с юбилейным концертом... Благодаря ему о «Синей птице» знали не только в России, но и за рубежом. О нас писали в журнале «Огонек», мы ездили на многочисленные гастроли. И не только по деревням Иркутской области, но и в Братск, где были единственными детьми на фестивале агитбригад, в Красноярск, и даже в ГДР. Это самые запомнившиеся впечатления детства.
Татьяна Краснова, Ангарск
Я из знаменитого «6г» («синептичники» знают, что это такое), за нами всегда кто-нибудь присматривал. Хорошо помню взгляд его глубоких карих глаз. Как тактичен был Леонид Владимирович, разбирая спектакли! Никогда не ругал, разбирал ситуацию по-деловому и показывал, как нужно сделать. Он вообще был немногословен: говорил мало, кратко и емко и давал высказаться всем. Замолчит – и ждет, что ты скажешь в ответ. Мастер был выдерживать паузы. И огромное внимание обращал на правильную речь – наверное, не случайно я стала учителем-словесником. Вообще, многие из нас стали учителями.
Ирина Рыбачонок, Ангарск
Какими гадкими утятами мы к нему приходили, и какими уверенными в том, что мы личности, уходили в жизнь! Не заменимая никем утрата.
Лариса Волошина, Усолье-Сибирское
Леонид Владимирович – это тот луч, который освещал путь для многих и многих...
Наталья Арцыбасова, Москва
«Общение с ним заставляло внутренне расти...»
– В первый раз я увидела Леонида Владимировича, когда, учась в 10 классе, пришла танцевать в «Багульник». И первый же его спектакль, который посмотрела, – «Обуховке нужны чудаки» – поразил уровнем своей откровенности, открытости и сделал на всю жизнь заядлой театралкой. Мы были знакомы с ним с 1965 года – целую жизнь. Для нас, участников дворцовой самодеятельности, Леонид Беспрозванный был тогда не просто кумиром, а недосягаемой гималайской вершиной, к которой и подойти-то страшно.
Когда в 1973 году, окончив институт в Ленинграде, я пришла во дворец работать, дистанция между нами значительно сократилась и мы подружились. Общались не только по работе, были вхожи в семьи, приходили друг к другу на дни рождения. Он умел создать вокруг себя удивительную атмосферу, мы все заражались ею.
Эти удивительные, насыщенные беседы актеров театра за чайным столом, при свечах, где читались стихи, шли серьезные разговоры о жизни, было много юмора! Общение с ним заставляло внутренне расти, находиться рядом с Леонидом Владимировичем и не развиваться было просто невозможно. Это был на удивление созидательный процесс как в человеческом, так и в творческом плане.
Лучшими его спектаклями я считаю «Ромео и Джульетту», «Валентина и Валентину», «Забыть Герострата», а выдающейся постановкой – «Вечно живые» Виктора Розова. Этот спектакль Леонид Владимирович возил в Москву на I Всероссийский фестиваль любительских театров, где он получил первое место. Бывший в жюри фестиваля автор пьесы заметил, что это один из лучших виденных им спектаклей. А пьеса была тогда одной из самых репертуарных в стране!
За годы работы у «Чудака» появился «свой» зритель, благодаря которому родился «Клуб любителей театра», куда публика приходила обсудить увиденные спектакли, обменяться мнениями. Леонид Беспрозванный не просто поощрял нововведение – он был кровно заинтересован в существовании клуба, ведь там люди искали истину.
Не будет преувеличением сказать, что благодаря Леониду Владимировичу «Чудак» стал лидером театрального процесса в Сибири. На его базе возникла зональная лаборатория любительского театра. Ангарск стал Меккой для режиссеров любительских театров со всей России. Со сколькими выдающимися людьми мы познакомились благодаря лаборатории и фестивалю «Театральная осень на Байкале»! Легендарный режиссер ленинградского ТЮЗа Зиновий Корогодский, доктор биологических наук Сергей Сперанский, народный артист РФ актер Иркутского академического драматического театра Виталий Венгер, историк, писатель и поэт Марк Сергеев и многие другие. С ними Леонид Владимирович вел обширную переписку – у него было огромное количество адресатов.
Многим Леонид Владимирович помог сформироваться, найти себя – сколько бывших его учеников разъехались по стране! Всем он дал путевку в жизнь – если не в профессиональном, то в духовном, нравственном плане. А попутно подтягивались и мы – его коллеги.
Татьяна Бачина, директор МАУК «Дворец культуры нефтехимиков»
«Мой учитель всегда был рядом...»
Когда великий человек рядом – он и подскажет, и посоветует, и поругает вовремя. Я счастливый человек, потому что мой учитель – Леонид Владимирович Беспрозванный – всегда был рядом. Он открыл мне дверь в мир театра, когда я был совсем мальчишкой. Никто другой не смог бы этого сделать.
Все началось с похода вместе с классом на спектакль Леонида Владимировича «Нулик в стране чисел». Ребята шумели, а я сидел как завороженный: как будто глаза открылись. Тогда я и ушел в мир театра – и так с тех пор из него и не выбрался. После 5 класса я пришел к Леониду Беспрозванному заниматься.
О масштабе этой личности говорит тот факт, что соболезнования сейчас приходят со всех уголков России. Он явно входил в десятку лучших режиссеров любительских театров страны. Хотя был человеком на редкость скромным и никогда не хвастал своими большими делами. Многие считали за честь быть с ним знакомыми.
Леонид Владимирович был человеком широкой души, гостеприимным, хлебосольным. Но мог быть и суров. Если сердился, умел подобрать такие слова, что провинившийся не знал, куда деться от стыда, однако никогда я не слышал, чтобы он сматерился. Однажды Леонид Владимирович подвергся нападению на улице. Налетел на него человек с ножом и потребовал деньги. В литературных выражениях Леонид Владимирович отчитал его так, что несостоявшийся грабитель сбежал в состоянии интеллектуального шока.
Я тоже стал режиссером – наверное, по-другому и быть не могло. Но, хотя учился я в Ленинграде и до сих пор с благодарностью вспоминаю своих учителей, гораздо больше получил здесь, в Ангарске, в театре Леонида Беспрозванного. Кроме того, мы вместе с моим другом и тоже «чудаком» Андреем Андриенко закончили режиссерские курсы, которые Леонид Владимирович вел при Улан-Удэнском институте культуры.
Кроме чисто профессионального влияния, я многое перенял от своего Учителя. Окружающие не раз замечали, что я говорю с его интонациями, становлюсь теплее, внимательнее к людям. Есть такое выражение: «Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». Это о нем.
Александр Говорин, художественный руководитель и режиссер школьного театра «Росток» и народного театра «Чудак»